Гергиев побеждает зло

Развлечения

Пасхальный фестиваль, отмечающий в нынешнем году первый юбилей, переживает пору бурной творческой молодости. Он напоминает ударную стройку, где уже не раз случались авралы и сверхурочные работы, а организаторам не удается расслабиться ни на минуту. Уже несколько раз подряд торжественная церемония открытия Пасхального фестиваля начиналась в семь вечера в ММДМ. Но стоило публике к этому привыкнуть, как Гергиев перенес церемонию в Большой зал консерватории.Причем началась она на два часа позже, чем обычно: маэстро, днем дирижировавший оркестром в другом конце Европы, попросил немного отложить московский концерт.По уже сложившейся традиции, вечер открыли мэр Москвы Юрий Лужков, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой и Архиепископ Истринский Арсений. Лужков объявил, что пора менять название фестиваля, поскольку из московского он незаметно перерос в региональный (в нынешнем году около ста концертов состоится в 17 российских регионах). Швыдкой отметил, что Москва, как прежде, остается центром, объединяющим разные города, архиепископ обратился к залу с апостольским приветствием «Христос воскресе!» (зрители на редкость стройно прокричали в ответ: «Воистину воскресе!») и прочел послание патриарха. А Гергиев, не тратя времени на торжественные речи, сразу встал за дирижерский пульт оркестра Мариинского театра.Программу первого фестивального вечера маэстро посвятил русской музыке, по обыкновению смешав христианские и языческие темы: вслед за пасхальной увертюрой Римского-Корсакова «Светлый праздник» оркестр исполнил балет-сюиту Стравинского «Жар-птица». В обоих произведениях шла напряженная борьба светлых и темных сил. В итоге оркестр под управлением Гергиева победил зло и привел слушателей к долгожданному просветлению. Из-за позднего начала концерта дирижер хотел ограничиться двумя опусами, но публика, привыкшая выпрашивать аплодисментами дополнительные номера, выхлопотала увертюру из «Руслана и Людмилы» Глинки и «Пляску скоморохов» из «Снегурочки» Римского-Корсакова.В нынешнем году программа фестиваля посвящена 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В ретроспективе сочинений композитора – концертное исполнение оперы «Нос» (со знаменитым ансамблем из восьми дворников и сценой погони, где играют только ударные инструменты) и четыре симфонии. Фестиваль, начинавшийся пять лет назад как пасхальная музыкальная неделя, будет проходить почти полмесяца. Но Гергиев проведет с москвичами всего семь дней. Исполнив Первую и Пятнадцатую симфонии Шостаковича, он вместе с оркестром отправится в путешествие по регионам и вернется только 6 мая, чтобы сыграть III действие «Валькирии» Вагнера, в которой партию Вотана исполнит прославленный бас-баритон Брин Тефель, ни разу не выступавший в Москве.В отсутствие Гергиева Камерный хор шведского радио, Таллинский камерный оркестр и квартет солистов из Швеции выступят с двумя концертами, посвященными 250-летнему юбилею Моцарта. Москвичи услышат духовные сочинения композитора – «Реквием», «Коронационную мессу», а также два музыкальных раритета: «Литанию к таинству святых даров» Моцарта и увертюру к опере Йозефа Мартина Крауса «Олимпия», которого в Швеции называли не иначе как «шведский Моцарт». А еще гостей фестиваля ждет хоровая программа и «звонильная неделя» с пасхальным звоном колоколов, переходящим из одного храма в другой.

amp-next-page separator