Оперный ответ Голливуду

Развлечения

«Русалку» сыграли в бывшем здании театра Et Cetera, куда геликоновцы постепенно начали перебираться. Сейчас здесь немного изменился дизайн зала и фойе; стало гораздо уютнее, чем при прежних хозяевах.Сцена шире и глубже, чем в здании на Большой Никитской, поэтому можно ставить полноценные спектакли, не ограничивая фантазии режиссера и художников техническими возможностями сцены. Оркестровой ямы по-прежнему нет, но музыканты театра давно с этим смирились. На новом месте для них сняли несколько передних рядов и отгородили барьером освободившееся пространство.Оперы, идущие в репертуаре «Геликона», будут переезжать в новый зал постепенно – нужно справиться с проблемами акустики. Пока здесь играют только сказки: «Русалка» стала вторым спектаклем после «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова.В последние годы на киноэкранах появилось немало фэнтези, от «Властелина колец» до «Хроник Нарнии». Сюжет «Русалки» – одноименная сказка Ганса Христиана Андерсена, перенесенная на славянскую почву, – написан по тем же законам и правилам. Уловив веяния времени, Дмитрий Бертман решил дать оперный ответ киношникам. И, хотя результат лучше не сравнивать с голливудским образцами, режиссер сумел увести исполнителей от траченных молью оперно-сказочных традиций.События геликоновской «Русалки» разворачиваются в наши дни: Принц, Чужеземная княжна-разлучница и гости на свадьбе одеты в современные костюмы, а оруженосец бренчит на гитаре. Виртуозная работа со светом превращает пространство сцены (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева) то в сказочную долину, где обитает всевозможная нечисть, то в старый замок, куда Принц приехал погостить на каникулы. Водяной, Баба-яга и прочие сказочные существа выглядят не менее натурально, чем в сказках Питера Джексона, чудеса происходят прямо на глазах у зрителей, а Русалка, демонстрируя достижения современной техники, поводит туда-сюда огромным рыбьим хвостом и, не уходя со сцены, превращается из женщины-рыбы в обычную представительницу слабого пола. Однако в сказку добавлена изрядная доля привычной для Бертмана иронии. Даже три лесовички, похожие на сказочных Сильфид, вдруг ни с того ни с сего начинают отплясывать канкан.Оперная история получилась откровенно антифеминистской: скромная, добрая и женственная Русалка (Светлана Создателева) полюбила Принца (Дмитрий Пономарев) и готова была ему служить беззаветно, как сказочная Аленушка. Он на время увлекся говорливой Чужеземной княжной, похожей на современных бизнес-вумен, но быстро вспомнил о преданной Русалке и понял, что жизнь без нее не имеет никакого смысла. В это поверили все, кроме дирижера Нильса Мууса. Скептически настроенный датчанин явно не доверяет ни сказкам, ни женщинам, готовым посвятить свою жизнь любимому. В его интерпретации музыка Дворжака лишилась многих романтических красот и звучала гораздо скучнее и рациональнее, чем предполагала постановка.

amp-next-page separator