Королевство Лианозово
Оскар Рабин – фигура для нашей страны знаковая. Лидер московского авангарда, зачинатель знаменитой Бульдозерной выставки на пустыре в Беляеве. Основатель «лианозовской группы» художников.Его имя, наверное, всегда будет ассоциироваться с одной из самых мрачных московских окраин – Лианозово. Там художник жил в середине прошлого века в домишке-бараке. По воскресеньям его 18-метровая комната становилась культурным центром. Здесь устраивались выставки, читали стихи Игорь Холин, Генрих Сапгир, Всеволод Некрасов.Свой безрадостный район художник и воспевал. На полотнах – кривоватые домишки, занесенные снегом. Холодная сероватая гамма, подсвечивающаяся кровавыми закатами и рассветами. Царство вечной мерзлоты, дымных труб и помоек.«Я пишу то, что вижу», – объяснял художник. Наверное, включилось внутреннее зрение, когда он увидел в Лианозове Христа. Спаситель сел и пригорюнился на фоне банки с кильками. А потом его распяли где-то здесь же, среди своры бездомных остервеневших собак и железнодорожного шлагбаума с надписью: «Стой, сволочь!» Эта страна даже заботиться о гражданах привыкла посредством злого окрика.В конце концов она от греха подальше выдворила из своих пределов и Оскара Рабина с женой Валентиной Кропивницкой и сыном Александром. Просто лишила гражданства во время их поездки во Францию. Так у Рабина начался новый – заграничный период творчества. Впрочем, от прошлого уйти не удалось. На его картинах – бесчисленные паспорта и визы. Наследие страны, где «без бумажки ты какашка».На полотнах иногда встречаются и обрывки газет. У этих клочков – особая роль: заголовки статей как бы вступают в полемику с содержанием полотна.Скажем, возле изображения визы на кладбище они гласят: «А вот Христос-то воскрес!» А на картине с названием «Родина» двусмысленно подсказывают: «Продукт, который не продается». И непонятно: то ли честные граждане не хотят ею торговать, потому что это аморально. Или смысл в том, что никто покупать не хочет…В прошлом году Рабина наградили премией «Инновация», учрежденной Федеральным агентством по культуре и кинематографии, в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». И вернули ему и его жене гражданство.Жаль, что оно уже не понадобилось их сыну: жизнь Александра трагически оборвалась в Париже в 1994 году. Его картины, представленные на выставке, вызывают интерес как часть истории это легендарной семьи.И очень привлекательны работы Валентины Кропивницкой. В основном это графика, с сюжетами из сказочного фольклора: невиданными трогательными зверями и неведомыми дорожками.