Прокляты и убиты, но не забыты

Развлечения

«Кудряши» играют своих сверстников. «Предлагаемые обстоятельства» – первые дни войны, сибирская учебка, где деревенских новобранцев обучают воевать на макете винтовки образца прошлого века, а после бросают в первую же атаку, которая становится последней для всех. Рассказ ведется от лица единственного «счастливчика» – полуслепого, контуженного, однорукого солдата Лешки Шестакова (Евгений Ткачук), который хоть и выжил – и встретил свою Марию (Юлия Самойленко), и родил ребенка, – навсегда остался на той войне. Финал романа «Прокляты и убиты» не оставляет сомнений, что Лешка Шестаков – alter ego самого Астафьева.Предельная условность соседствует здесь с предельной искренностью. Когда погибает очередной герой, из-за кулис летит на сцену шинель, а актер просто поворачивается к залу спиной. Быт войны – это доски: нары, гауптвахта, расстрельная стена или последняя черта. Самая большая роскошь – настоящая печка-буржуйка с дымком, в которой обитает старая хантыйка-шаманка – сама таинственная, как дым.Деревенские рослые мальчики, пахнущие молоком и хлебом, здоровые телом и духом, наивные и простодушные, оказываются лучшей мишенью и для неприятеля, и для смершевцев.Победитель-народ заплатил за свою победу двойную цену: половину – своим же. И неизвестно, что было страшнее – бессмысленное сидение в окопе под огнем невидимого врага, брань обезумевших медсестер, у которых не хватало сил вытаскивать раненых, отсутствие командиров или показательные расстрелы своих.Лейтенанту-смершевцу «повезло» – пришел приказ устроить показательный расстрел, а тут как раз подвернулись дезертиры – два деревенских паренька-близнеца, Снегиревы по прозвищу Снегири (Артем Тульчинский и Павел Акимкин), которые удрали на денек к мамке: попить молока только что отелившейся коровы, да подкормить ребят по взводу, слепнущих от голода. И вот бесстрастный чужой лейтенант (Нияз Гаджиев) зачитывает приговор, смакуя реакцию приговоренных, а сослуживцы, которые могли бы отбить «дезертиров», стоят по стойке «смирно».И тут режиссеры позволили себе один сентиментальный ход. К Снегиревым жмутся две девочки – души их замерзшие, снегири (Елена Лабутина и Елена Николаева). Братья крепятся, не в силах поверить в бред того, что совершается с ними, а девочки-души – натуры более тонкие – поверили и тихонько всхлипывают: «Дяденьки, вы что, дяденьки, не надо».«Снегири» представляют во всей красе мужскую часть «кудряшей». Обаятельный балагур-великан Леха Булдаков (Владимир Абашин), так и проходивший до смерти в обмотках – советская родина не нашла ему сапог 47-го размера.Многократно битый советской властью немец Шпаров, тщетно скрывающий за грубостью нежную душу (Алексей Филимонов). Простодушный старовер Коля Рындин (Роман Шаляпин), который пытается отмолить всех вокруг.Лейтенант Щусь (Виктор Стрельченко), который так и не смог пережить трагедию своей семьи.Смершевец Скорик (Никита Гриншпун), который так последовательно и убедительно умел объяснить свою подлость, да не выдержал – застрелился. Все эти роли сыграны так, что забыть их уже не удастся.Неудивительно, что Евгений Миронов сделал ставку на этот спектакль – в какие бы проекты не бросала его актерская судьба, видно, что этот стержень актерского братства, воспитанного на единой вере и способного избегать фальши, он ценит превыше всего.

amp-next-page separator