Политический «productplacement»

Общество

[b]Вы замечали? Все чаще в кадре очередной телевизионной мыльной оперы на несколько секунд «зависает» бутылка водки с хорошо различимой этикеткой или капот автомобиля с эмблемой известного концерна. Ясно, что бренд играет в кино не просто так. А за деньги, причем немалые. В обиходе такое спонсорство за якобы скрытую, но уж слишком явную рекламу получило название «productplacemеnt». А представьте, к примеру, что вкупе с опознанной зрителями бутылкой в кадре заодно появится некий думский политик.В кино по чинам[/b]Он может изобразить самого себя, явившись на экране телевизора, который смотрят герои сериала, а может и просто сыграть одну из ролей. Скажете, автор увлекся фантазиями? Найдите время и пересмотрите киноэпопею «Московская сага». Мало того, что в роли отца всех народов товарища Сталина снялся банкир, который, судя по всему, субсидировал съемки, так еще и в массовке, изображавшей прием в Кремле, сплошь персоны, для которых визиты на такие высокопоставленные тусовки – что-то из разряда служебной необходимости.В основном, правда, в кадре на красной кремлевской дорожке жены ответственных правительственных чиновников, но, если приглядеться, то там то тут мелькают и более знакомые профили мужей.Впрочем, нужно отдать должное съемочной бригаде. Некоторые особенно ответственные, а потому и легче узнаваемые персонажи показали зрителям не лица, а спины.От греха подальше. Надо полагать, снимать такой контингент было проще уже по той причине, что не надо было им оформлять дополнительные допуски и пропуски. Но это к слову.Но разгадка такой врожденной скромности понятна: нынешние завсегдатаи Кремля не ставили себе целью в том фильме засветиться. Их просто увлекал сам процесс. Не исключено, что кто-то вообще мечтал в юности об артистической карьере, но выбрал более надежный жизненный путь. А тут такая оказия.Действительно, много чего испытали люди из так называемого высшего круга – и на лыжах с Альп спускались, и на посиделках в штабах МВФ фруктовыми ножами пользовались, и национальную идею прописывали, а вот чтобы так влюбленными глазами почти живого Сталина съесть… Но…Времена любительства постепенно уходят во всех сферах. А «размещение продукции», включая собственное лицо, – это та целина, которую грамотные политтехнологи только начинают поднимать. Действительно, ведь любой телесериал – вещь долгоиграющая. Его неоднократно покажут по нашим все более многочисленным телевизионным каналам, а значит, и снявшийся хоть в эпизоде политический персонаж имеет все шансы регулярно являться к нам с вами в гости. Более того, каждое его появление в кадре не останется незамеченным.На него обязательно обратят внимание как на запланированный курьез: смотрите, смотрите, это ведь, как его… А тут еще под каждую демонстрацию фильма по телевидению газетные «толстушки» снабжают еженедельную телепрограмму анонсом, а какой автор анонса избежит соблазна напомнить читающей публике о сиятельном лице в кадре? К тому же сам факт участия политического деятеля в съемках – это лишний повод для локальной пиар-кампании. Газеты об этом напишут, телевидение снимет сюжетец, особенно если все заранее будет обговорено.И вообще, чем фильм отличается от теле- или реалити-шоу, в которых многие политики снимаются просто как на конвейере. Были и театральные постановки. Например, в свое время Жириновский и Шохин изобразили на сцене Моцарта и Сальери. Владимиру Вольфовичу, помнится, тогда особенно удалась пушкинская фраза «Он гений, как ты да я!» Произнесена она была с большим чувством, не говоря уже о толке и расстановке.Ясно, что есть два варианта появления раскрученного телевидением лица еще и на съемочной площадке. Либо политика привлекут для создания вокруг фильма дополнительной скандально-рекламной ауры, либо самому политику придется элементарно заплатить за свое участие. Самый последний пример – появление молодой жены одного из новорусских нуворишей, обосновавшегося в США, в голливудском фильме. Сыграла дама роль скромную, но зато рядом с истинными звездами, что, видимо, удовлетворило ее тщеславие. Во сколько такой дебют встал ее мужу – коммерческая тайна. Но говорят о сумме чуть ли не в сорок миллионов долларов.Что ж, как за любое удовольствие – тем более, за участие в престижном фильме – надо платить.Так, зачастую некоторые молодые печатные издания не только не получают платы за публикуемые на их полосах рекламы известных фирм, а, наоборот, сами доплачивают за то, чтобы добиться разрешения на такую публикацию, которая должна создать иллюзию их привлекательности для крупнейших мировых рекламодателей, а значит, и повысить их статус.Собственно, среди депутатского корпуса есть свои не только режиссеры-профессионалы, но и актеры-любители. Например, депутат Станислав Говорухин неоднократно снимал в своих фильмах коллегу Семаго. Строителя по своей основной специальности. В эпопее «Не хлебом единым» в генеральских галифе с лампасами на экране массовым зрителем встретился другой депутат – Александр Розенбаум. Как видим, корпус народных избранников медленно, но верно начинает вытеснять из картотек «Мосфильма» профессиональных лицедеев. Впрочем, политика и актерство всегда считались смежными профессиями. Еще Рональд Рейган писал: все отличия этих двух профессий в том, что президенту еще и приходится самому писать сценарий. Теперь просто происходит их органичное слияние.И Семаго, и Розенбаум сняли по поводу своего актерства достойный урожай газетного пиара. Но снимались они абсолютно бескорыстно и приглашены режиссером были скорее за богатую внешнюю фактуру. Есть актеры и среди депутатов Московской городской думы. То есть тенденция, в принципе, ясна – пока большинство наших сограждан с мандатами снимаются из чистого интереса или в силу дружеских отношений с режиссерами. Так что рекламная составляющая таких свиданий с Мельпоменой пока еще не стала превалировать в личных пиар-планах, хотя мы знаем, как некоторые либерал-демократы жаждут еще и кинематографической славы.Но есть и другой путь к культурологической славе. У нас, как и во всем мире, редкий деятель девяностых не поспешил увековечить себя увесистым томом мемуаров. На Западе, однако, по таким книжкам сплошь и рядом снимают фильмы – и документальные, и многосерийные, и даже вполне художественные. А при нашей известной спешке даже не надо дожидаться выхода героя – мемуариста в политический тираж или, не дай бог, его отбытия в лучший мир. Фильмы по биографиям действующих еще персон можно было бы начинать снимать уже сейчас, только бы сам герой нашел достойные деньги для команды «Мотор!» Представьте себе, как увлекательно смотрелся бы сериал под условным названием «Неизвестный Чубайс». Тут вам и борьба с коммунистическими пережитками в сфере морали и нравственности, и бессонные ночи накануне выпуска ваучера ценою в две «Волги», и подлые, ранящие сердце интриги по случаю завышенных гонораров за книгу об истории приватизации в России.Так или иначе, но имиджевая реклама становится все тоньше и, что характерно, навязчивее. Вот Михаил Горбачев всеми силами и средствами мешает себя забыть.Он то пиццу отрекламировал, то в опере «Петя и волк» по Сергею Прокофьеву партию не то спел, не то продекламировал. Другие к такому опыту только присматриваются. Но желание заполнить собою любимыми оставшиеся свободные пространства в новых, пока не слишком освоенных рекламных сферах, есть у многих.Тут бы и Сокурову одной камерой на манер своего фильма «Ковчег» снять, скажем, кабинеты Государственной думы, переходя из коридора в коридор, поднимаясь с этажа нам этаж. Вариантов может быть великое множество.А что может помешать наиболее ушлым политикам договориться с издательствами, выпускающими шпалеры розовых женских и детективных серий, о том, чтобы действующие лица очередной карманной книжки обсуждали бы их программы, выходки, просто манеру одеваться? А героини романов могли бы томно представлять себя на месте жен известных министров или сравнивать видных сановников с собственными мужьями.Такая идея представляется настолько богатой, что съемки в массовке на ее фоне выглядят уже недостатком воображения.Впрочем, важно другое. Сейчас на фильмах и книгах предпочитают если не зарабатывать, то уж точно не терять деньги, чтобы иметь возможность инвестировать их в новые проекты. И продюсерские центры вовсю начинают создавать свои подразделения для сбора неофициальной рекламы. Нельзя ведь вкусы героев пускать на самотек. Им уже четко – по сценарию – предписывают, какую водку пить, какие сигареты курить, в каких ресторанах встречаться с агентами и в каких банях (вывеска крупно) желать друг другу легкого пара.Герои мыльных сериалов давно не ездят на безымянных автомобилях, летают по миру на самолетах определенных компаний. Так что в недалеком будущем и фильмы, и книги рискуют напоминать полосы рекламных объявлений.К слову, по некоторым данным, одна из видных политических партий планировала заказать многосерийный фильм по книге, посвященной перипетиям неких местных выборов. Ясно, к какому слегка завуалированному политическому течению должен был принадлежать главный благородный герой. Но пока съемки не состоялись. К декабрю фильм явно не выйдет. Но ведь эти парламентские выборы далеко не последние.

amp-next-page separator