Если родители не будут лениться
Мы говорим об этом каждый год, тема – из разряда вечных, которая никогда не будет «закрыта», в которой никогда не будет поставлена точка. Мы говорим об этом, когда собираем в школу первоклассников, мы думаем, не можем не думать об этом, когда наши дети переходят в старшие классы. Мы говорим об этом потому, что слышим каждый год одно и то же: «Мама, я в школу не пойду!» НЕ пойду, не могу, не хочу, устал, болит голова… Мы сердимся, мы ругаем своих детей, мы думаем про них иной раз, что они лентяи и оболтусы… А потом жалеем, потому что в самом деле ведь жуткие у них сейчас нагрузки в школе – не сравнить с теми, что были у нас когда-то…Так как же быть? Как помочь детям быстрее и легче пережить этот стресс?Наш собеседник – .?– Родители могут сделать практически все, чтобы процесс адаптации прошел относительно спокойно. Говорю «относительно спокойно», потому что этот процесс, во-первых, достаточно длительный. Ребенок не привыкает к школе за день-два. На это уходит иногда месяц, иногда полтора. А для многих первоклассников процесс вхождения в учебу растягивается порой на весь год.Не менее сложно этот процесс проходит у пятиклассников, и это тоже вполне объяснимо, потому что точно так же, как и у первоклассников, для них это совершенно новые условия учебы. Для первоклассников это прежде всего принципиально новая деятельность. Потому что он до школы играл, и игра была основным видом его деятельности, теперь основной становится учеба. А учеба требует очень высокой концентрации внимания, очень высокой организации и контроля. То есть наступает такая ситуация, когда «нужно» или «надо» превалирует над «хочу». Ребенку с этим справиться очень сложно. И в первом классе, и не менее сложно в пятом.Я не случайно перебрасываю этот мостик от первого к пятому. Потому что почему-то считается, что первоклассникам действительно сложно, и об этом родители знают и понимают, ну а все остальное должно быть как-то само по себе. Но у пятиклассников тоже новая система занятий, у них больше преподавателей, в отличие от начальной школы, где один основной. А каждый новый преподаватель, на каждом новом уроке, а это как минимум пять уроков в день, с совершенно разной системой требований, разным вариантом подачи информации, объяснения, разной системой опроса, все, вплоть до темпа речи, интонации, требуют от ребенка разной настройки, каждый раз приходится приспосабливаться к новому педагогу. Это безумно сложная задача!– Пятиклассники находятся в периоде, предшествующем этапу полового созревания. А кто-то из них уже вступил в него. Наступает гормональная перестройка, а это связано с неустойчивостью функционального состояния, сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, а значит, ребенку физически и физиологически сложно работать. Представьте себе, что на этот фон накладываются принципиально новые нагрузки, конечно, адаптация будет достаточно трудной. Если бы это понимали педагоги, то первые месяцы обучения вообще у всех детей были бы более разгрузочными. Это мог бы быть этап повторения пройденного, постепенного вхождения в новую работу.К сожалению, опыт показывает, что нагрузка возрастает в геометрической прогрессии буквально с первых дней. И не только учебная, но дополнительная, потому что начинаются факультативы, кружки, спортивные секции и домашние задания. Никуда от этого не деться. И единственная рекомендация, которую могут использовать родители, – это щадящий режим.– Что такое щадящий режим: это режим, который должен минимизировать любые дополнительные нагрузки. Поэтому мы не рекомендуем, например, в первом классе начинать занятия в музыкальной школе.Если уж начинать, то либо за год до первого класса, либо уже во втором классе. Если все же они есть, то хотя бы в течение первого месяца эти занятия стоит исключить.Надо уметь наблюдать за настроением и состоянием ребенка и постепенно подключать его к внешкольной жизни. То же самое с пятиклассниками. Не стоит начинать ходить в спортивные секции и какие-то там кружки, пока ребенок не адаптировался. Лучше подождать до октября.Посмотреть на состояние ребенка, тогда уже и решать, по силам ли ему дополнительные нагрузки. А вот что значит понаблюдать? И что должно сигнализировать родителям, что что-то неблагополучно с его ребенком???Во-первых, любые жалобы ребенка. Очень часто родители не обращают на них внимания. Приходит ребенок из школы и говорит: «У меня болит голова». В ответ он чаще всего слышит: «Если бы тебе надо было сейчас пойти погулять – у тебя голова не болела бы». А голова болит, дескать, от того, что за уроки нужно садиться. Должна родителей огорчить: голова действительно болит от того, что надо садиться за уроки! А гулять нужно, и гулять необходимо, а вот анализ режима показывает, что наши школьники практически не бывают на улице.Не поленитесь, возьмите листочек бумаги и проанализируйте режим дня ребенка. Когда лег спать, когда встал, сколько спал. Важно еще и как спал, потому что если ребенок спит беспокойно, если он с трудом засыпает или засыпает, не доев ужин, то это свидетельствует о перенапряжении.Получается, что только началась учеба, а у него уже перенапряжение. Если ребенок, просыпаясь утром, с трудом встает и размыкает глаза, жалуется на головную боль, скорее всего, он не «выспал» положенное ему время. Возможно, вы выясняли отношения перед сном, возможно, он перед сном делал уроки, возможно, он вчера вообще не был на воздухе? Дальше вы должны понять, сколько времени ребенок проводит в школе. Если ребенок приходит из школы в 2 часа, он обязательно, перед тем как начать готовить уроки, должен пообедать и хотя бы 1,5 часа погулять. И только потом он может садиться за домашние задания.Категорически не рекомендую садиться за уроки после семи часов вечера, это бессмысленное занятие. Ребенок уже очень сильно утомлен к концу дня, и результат будет нулевой. Первоклассник должен спать десять часов. Быть на воздухе не менее двух – двух с половиной часов. После семи часов вечера никаких уроков и никаких выяснений отношений.– Желательно, чтобы «разборок» не было. Потому что в результате они приводят к тому, что ребенок в сильнейшем напряжении и страхе идет спать. Не высыпается и утром встает разбитый. А дальше все как снежный ком.Я еще раз повторю, что период адаптации отличается сниженной работоспособностью и повышенной утомляемостью. Если родители хотят помочь ребенку, то стоит помочь ему вечером собрать портфель, не ругать его за то, что он не положил карандаш, забыл пенал или положил не тот учебник и не ту тетрадь. Помогите ему, потому что ему просто сложно это сделать. Не забалуется! Уверяю вас! Просто вы поможете ему «не сорваться».– Не знаю подобных исследований. Но дело в том, что во время отдыха ребенок активно растет и развивается. Конечно, все зависит от того, чем он занимался все лето, насколько активным и здоровым был его отдых. Конечно, за три месяца дети могут забыть или растерять какие-то школьные навыки. Но хочу вам сказать, что есть очень интересная закономерность. Я занималась изучением процесса формирования навыка письма. У первоклассника к концу первого учебного года формируется навык письма. Когда он приходит первого сентября во второй класс, создается впечатление, что он этот навык растерял. Но буквально за первые недели он становится лучше, чем был в конце года. То есть навык как бы упрочивается. И буквально в первые недели занятий ребенок начинает писать даже лучше, чем писал в конце первого учебного года.– Хорошо, если учитель в первом классе осознает, что дети, которые к нему пришли, это еще дети. Если учитель первоклашек этого не понимает, то это сложно. Если этого не понимает в пятом классе – тоже сложно.В общем, очень многое зависит от того, насколько учитель оценивает сложность этого периода адаптации. Но он будет в любом случае. А значит, будет и стресс – весь вопрос, насколько быстро и насколько болезненно он будет проходить…– Вы совершенно правы. Специалисты не рекомендуют вывозить ребенка на короткое время в климатические условия, не соответствующие тому климату, в котором он живет. Если, например, у нас уже в ноябре глубокая зима, то «на недельку к морю» – действительно стресс для организма. Ребенок только успеет адаптироваться, как ему нужно будет возвращаться и вновь адаптироваться здесь. Даже летом. Специалисты не рекомендуют вывозить ребенка к морю на короткий срок.– Вообще не менее 20 дней. Потому что дней десять адаптация. И мы должны понимать, что ребенок потом вернется и ему опять надо будет привыкать. Следует помнить, что море сильный «возбудитель». Море и солнце. И если у ребенка не очень уравновешена нервная система, если ребенок возбудимый и эмоциональный, тревожный, то лучше ему отдыхать в средней полосе. И еще не хорошо возвращаться из дальних стран за день до начала школы. Ребенку не менее чем за десять дней до школы надо оказаться в нормальной ситуации своего собственного дома. Необходимо нормализовать его режим, прекратить ночные бдения и пробуждения по желанию, потому что за один день приспособиться к этому невозможно. Хотя бы неделя должна быть в запасе.– Если это климатические условия, соответствующие тем, в которых он живет, то да. Хотите поехать в Европу показать ребенку европейские музеи – пожалуйста.Но доля эмоций, даже положительных, тоже не должна быть чрезмерной. Потому что и от радости ребенок устает. Наступает сенсорная перегрузка. То же самое после зимних каникул. Пять елок за неделю плюс три театра. А потом ребенку необходимо три недели, чтобы отоспаться.– Я уже говорила, что их надо вводить постепенно. А потом нужно посоветоваться с ребенком, он сам должен выбрать, что ему по душе. Есть дети которые говорят: «Все хочу!» Редкий случай! Тогда ваша задача сказать: «Попробуй. Если будешь справляться – ради бога!» Есть дети, которые справляются, но таких меньшинство.А вообще хочу сказать – родителям нельзя лениться. Родители должны уметь наблюдать, увидеть, когда ребенок устает. Как он спит, как он ест, если ребенок перестал нормально спать, пропал аппетит, если синяки под глазами, если жалуется на головную боль, три раза смотрит в книгу и не видит, что там. Или ребенок начинает болеть без конца, – это значит, нагрузка не по силам. Потому что очень часто проявлением чрезмерного напряжения, результатом напряжения является, как говорят наши специалисты, «уход в болезнь».– А вам, и всем родителям – читателям «Вечерней Москвы», и всем ребятам – здоровья и успехов. И не забывайте: родителям нельзя лениться!