Город – единство непохожих
При словах «конъюнктура» и «перебежчик» Иван Юрьевич лишь пожимает плечами:– Могу сказать определенно: мой переход в «Единую Россию» был неизбежным. Увы, то, что происходило в последние годы в СПС, – эти вязкие, долгоиграющие дискуссии московской организации СПС с федеральной, – все это очень отвлекало от нормальной, эффективной работы, от реальных дел. А ведь в это самое время дел в городе было невпроворот! Ну и последней каплей стало голосование по утверждению кандидатуры мэра.Хотя процедура эта тайная, но я не скрывал, что поддерживаю – и поддержу своим голосом! – Юрия Михайловича Лужкова. И тут – как в старые «добрые» времена – последовала партийная нахлобучка, своего рода оргвыводы: решением политсовета СПС я был исключении из ее рядов. Причем заочно.Парадокс, но даже коммунисты оказались не настолько авторитарными: один из членов думской фракции КПРФ тоже проголосовал за Лужкова, хотя позиция и его партии была откровенно антилужковской. Однако никаких последствий это решение для него не имело.Иными словами, коммунисты проявили гораздо больше демократизма, чем мои вчерашние соратники по СПС – демократы. И что особенно неприятно поразило – так это некая избирательность: в других регионах, в частности, в Красноярске, голосование депутатов-членов СПС за кандидатуру губернатора к подобного рода репрессивным мерам не привело…Отныне, с моим переходом в «Единую Россию» численность фракции «медведей» в МГД – 29 человек, а во фракции «Яблоко – объединенные демократы» остались два депутата.– Под первым – заседание рабочей группы по двухуровневым трассам. Ее задача – выработать предложения по совершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры города с использованием очень интересных предложений немецких проектировщиков.– Юрий Михайлович поручил проанализировать эту идею на рабочей группе. Проект, конечно, проходил непростое согласование. В Мосгордуме даже проходило заседание «круглого стола» на тему «Транспортные проблемы Москвы: инновационные пути решения». И именно в рамках этого обсуждения немецкая строительная компания Strassenhaus презентовала свое предложение по прокладке так называемых дорог второго уровня, которые дублировали бы все основные проблемные магистрали города на высоте 12 метров.– Эти дороги должны будут пройти либо рядом с существующими трассами, либо над пустыми пространствами. Они будут предназначены исключительно для движения легкового транспорта. Это, надеюсь, позволит, преодолевать достаточно большие расстояния без пресловутых пробок. Ведь есть «кричащие» цифры: по оценке НИИПИ Генплана Москвы, дефицит протяженности магистралей в условиях постоянного роста парка автомобилей достигает в нашем городе 350-400 км.Проект, о котором мы говорим, уже получил предварительное одобрение столичных властей. Сейчас идет обсуждение технических деталей (в частности, создания шумозащитных экранов), поиск частных инвесторов для его осуществления, а также вопросов выделения земли под строительство.– Думаю, да. И вот почему. Речь ведь идет не только о строительстве «второго этажа» над уже существующими трассами или рядом с ними, но и о возведении единых архитектурно-строительных единиц – домов, над которыми и протянутся новые трассы.– Нет, конечно. Дома будут спроектированы с учетом дополнительных нагрузок на них. Кроме того, на крышах установят своего рода амортизаторы, которые и сведут на нет вибрацию. О шумозащитных экранах я уже говорил.– Не ссылался. По одной простой причине: такого опыта в мире пока нет. Есть только проектные разработки немецких специалистов. Но почему бы на практике не воплотить дерзкую идею именно нам, москвичам? Это было бы престижно для российской столицы, тем более, что и в других крупных городах, например, в Екатеринбурге, заинтересовались этим проектом.– В этом году в России был принят федеральный закон о ставке выкупа при предоставлении земли в собственность промышленным предприятиям. Мы, столичные законодатели, должны доработать московские законы синхронизировать их с федеральными.Надеемся вскоре принять новый градостроительный кодекс, который содержит в себе существенные вопросы территориального планирования, особенности градостроительной деятельности на охраняемых территориях, в зонах охраны объектов культурного наследия и исторической застройки. В кодекс войдут статьи о нормативах градостроительного проектирования, об информировании жителей города о градостроительной деятельности, о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, о самовольном строительстве в Москве и др. Без их законодательного оформления невозможно устойчивое развитие города.– Она – среди приоритетных. Обращения москвичей в Мосгордуму свидетельствуют: различные структуры порой вынуждают людей, вопреки их желанию, переселяться на новое место жительства. В первую очередь это обычно касается населения, проживающего на присоединенных территориях: в районах Молжаниновский, Южное Бутово, Внуково, Куркино, поселке Некрасовка, Ново-Переделкино, Солнцево, Северный, Восточный, и др. В этих районах – много частных жилых домов, что и приводит иногда к конфликтам между чиновниками и гражданами. Могут возникать вопросы и при реконструкции кварталов существующей застройки.– К сожалению, органы власти на местах далеко не всегда адекватно трактуют требования гражданского и земельного законодательства. До сих пор не применяются в полном объеме многие юридические процедуры, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами РФ. В частности, правила о порядке изъятия земель, распространяемые и на собственников земли, и на лиц, владеющих участком по праву пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования.Словом, не отрицая права Москвы на изъятие тех или иных земельных участков с целью их более рациональной застройки, мы, депутаты, должны разработать и утвердить соответствующий городской нормативный акт, который бы установил правила этого изъятия без ущемления чьих-либо прав.Такой документ позволит столице эффективно регулировать взаимоотношения с владельцами земельных участков, а значит, и приступать к застройке многих районов в целом, не сталкиваясь с противодействием местного населения.– Не хотелось бы. А еще очень хотелось бы, чтобы и дальше укреплялась привлекательность Москвы как одного из крупнейших центров инвестирования. Еще сравнительно недавно это практически не зависело от конкретных норм законодательства, поскольку у земли в городе был один реальный распорядитель – правительство Москвы, обеспечивавшее для инвесторов благоприятные условия вложения средств.Начиная с конца 90-х годов прошлого века федеральное законодательство начало меняться. При этом менялись и некоторые привычные, сложившиеся к тому времени отношения между городом и его инвесторами. Сегодня на территории Москвы появляются иные, помимо столичного правительства органы, правомочные распоряжаться землей, а также значительное количество самых разных собственников земли.В результате проводимых преобразований часть земли в Москве отходит к федеральной государственной собственности, часть же остается в городской государственной собственности, ну а третья часть будет передается в собственность граждан или юридических лиц. В перспективе в Москве неизбежно должна сформироваться и муниципальная собственность на землю.В результате этих процессов территория нашего города превратится в своего рода «мозаику», состоящую из участков самых различных форм собственности, которыми необходимо по-разному управлять. Помните слова Аристотеля: «Город – это единство непохожих»? Так вот, «непохожие» уже налицо, а комплексное развитие и обеспечение их единства ложится на плечи городских властей. Им предстоит управлять устойчивым развитием города с различными формами собственности на землю.Вот потому-то и необходимо выработать значительное количество механизмов, которые обеспечат, с одной стороны, действенное взаимодействие с самостоятельными собственниками земли и иного недвижимого имущества (через градостроительные регламенты, функциональное зонирование территории, налогообложение недвижимости и т.д.), а с другой – позволят более эффективно использовать остающиеся в пользовании Москвы ресурсы (земля, имущество, доли в предпринимательских корпорациях и т.д.). Ведь у Аристотеля ключевое слово в его знаменитой фразе – именно единство.[b]НАША СПРАВКА родился 24 октября 1960 года.Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Кандидат биологических наук.Перед избранием в Московскую городскую Думу работал научным сотрудником в Институте химической физики Российской академии наук.Депутат Московской городской Думы первого (1993 – 1997 гг.), второго (1997 - 2001 гг.) и третьего (2001 – 2005 гг.) созывов. Вновь избран депутатом Думы 4 декабря 2005 года.Член фракции «Единая Россия».Член комиссий Думы: бюджетно-финансовой; по городскому хозяйству и жилищной политике; по здравоохранению и охране общественного здоровья; по науке и образованию; по организации работы Думы; по экономической политике и предпринимательству; по экологической политике; по физической культуре, спорту и делам молодежи.Член объединенной комиссии Московской городской Думы и Московской областной Думы по координации законотворческой деятельности.[/i]