«У нас – самые молодые профессора»
Праздник кончился. Проблемы остались. Не будем лукавить: сегодня учиться в педагогическом вузе непрестижно – так сложилось. Еще более непрестижно по его окончанию пойти работать в школу, – так получается по жизни.Выпускники всеми правдами и неправдами пытаются избежать учительской участи. Только 30% дипломированных специалистов доходит до школы, – таковы данные статистики.Всего шесть лет существует Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ). И поступить сюда стремятся (на некоторых факультетах количество юношей и девушек 50 на 50), и почти 70% выпускников идут работать в школу.– Есть крупные педагогические учебные заведения, которые ориентированы на университетское образование и решают определенные глобальные задачи. При всех достоинствах большие вузы менее динамичны, им сложно перестраиваться с учетом постоянно изменяющихся реалий жизни. В сложившейся ситуации необходимо создавать совершенно новый тип педагогического заведения, которое было бы способно, не меняя стандартов образования, осуществить подготовку учителя, готового работать в современных условиях.– Современные условия – это огромная вариативность всего и вся. Учитель должен быть готов работать в нетрадиционной обстановке, когда он постоянно находится в состоянии полустресса, связанного с непрекращающимися реформами, низкой заработной платой и т.д и т.п.– Думаю, что да. Во-первых, мы небольшой вуз – и по количеству факультетов, и по количеству студентов. Мы знаем практически каждого студента, что согласитесь, немаловажно. Во-вторых, мы самый педагогически ориентированный, школьный вуз – мы готовим учителей. Все, что происходит здесь подчинено решению именно этой задачи – от организации праздников посвящения в студенты до организации системы подготовки будущих учителей. Важной составляющей этой системы – особые взаимоотношения со школами города. Мы считаем, что молодой специалист должен иметь право выбора учебного заведения. Наши студенты уже на пятом курсе проходят непрерывную практику в школе. Это помогает предупредить заранее многие проблемы.В-третьих, у нас средний возраст профессорско-преподавательского состава 38 лет. Это создает совсем другую обстановку.Важнейший постулат МГПИ – «Наши студенты – наши коллеги». Студент помогает преподавателю учить, преподаватель студенту – учиться. В результате такого равноправного сотрудничества образовательная деятельность становится приятной для обеих сторон.– Отток наших выпускников из школ, конечно, есть. Очень трудно проследить характер этого оттока. В течение трех лет мы стараемся следить за своими выпускниками. В институте существует центр наставничества.Мы пытаемся помочь ребятам. Если что-то у них не складывается в одной школе, помогаем найти другую школу. Нам важно, чтобы они все-таки оставались в системе образования. Но повторяю, отток все равно есть, хотя Москва сегодня очень много делает, чтобы удержать в школе молодого учителя. Зарплата достаточно высокая. Огромный стимул – программа предоставления квартиры молодой учительской семье. Если она заработает в полном объеме, это будет очень большое дело. И это хорошо понимают наши студенты, когда мы говорим о такой возможности получения жилья. Особенно при сегодняшних ценах на квартиры.– Многие удивляются, когда я говорю, что у нас на факультете социально-педагогической деятельности соотношение юношей и девушек 50 на 50 процентов. Я задумался, почему так? В обществе меняются многие профессиональные ориентиры, а социальный педагог у нас имеет такой учебный план (от конфликтологии, психологии до хорошего знания иностранного языка и компьютера), который позволяет ему работать практически в любой области, связанной с коммуникацией людей. В одном из крупнейших московских банков помощниками высших руководителей работают наши выпускники. Хотя гордимся мы, прежде всего, теми, кто работает в школе.– Главная цель школы – помочь человеку осознать себя, собственный образ, и соотнести этот образ с окружающим миром.В связи со сказанным в содержании образования не должна лежать логика науки, а должна находиться логика развития конкретного ребенка. Именно, исходя из этого, надо подходить к реформированию образования. Если же мы будем подходить к реформированию образования, как это делалось весь ХХ век, то все обернется точно так, как оборачивается последние 15 лет…Если общество будет рассматривать образование только как экономику, а не как часть нашей культуры, то тогда происходит то, что происходит. Экономика образования, безусловно, нужна, но это только поддерживающая часть. Образование – не отрасль, не ведомство, а единственная социальная система, единственно способная позволить стране вновь встать на ноги и вернуть национальное самоуважение.