На едином дыхании
В отличие от других видов искусства, балетных шедевров немного, поэтому одни и те же названия появляются на афишах разных театров почти одновременно. Так случилось и с «Корсаром» – через четыре месяца после Большого театра свою версию показал «Кремлевский балет».Не заморачиваясь дотошными реставрациями и реконструкциями, «Кремлевский балет» выбрал версию «Корсара», проверенную годами – редакцию Юрия Григоровича, шедшую в Большом театре тринадцать лет назад. Ставка была сделана на имя, профессионализм постановщика и жанр «гран-спектакля» – шоу в «старинном стиле». «Кремлевский балет» не прогадал, шоу превзошло все ожидания.Григорович не захотел приблизиться к модным «Пиратам» и не стремился воплотить в балете незабвенный образ Джека-Воробья. Балетмейстер просто поведал зрителям романтическую сказку, якобы основанную когдато на поэме лорда Байрона. Сказку балетную и потому – живущую по своим законам, неподдающимся никакой логике, кроме, собственно балетной.Как известно, балетная логика подчиняется только одному божеству – ее величеству Балерине. Захотела Балерина эффектную вариацию на выход – пожалуйста, балетмейстер включает в и без того рыхлую музыкальную ткань «Корсара» вариацию с бубном из «Эсмеральды». Нужно новое адажио? Ради бога, получите «новинку» прямиком с туманного Альбиона. Неважно, что само адажио тоже весьма туманно и невнятно, главное – Балерина довольна.Труппа «Кремлевского балета» слышит музыку, льющуюся из-под дирижерской палочки Александра Лавренюка, танцует, как никогда раньше не танцевала, а сказочный корабль корсаров благополучно прибыл в кремлевскую гавань. Но главной героиней балета была, конечно, невеста Корсара – Медора. Танцевавшая премьеру приглашенная звезда Анастасия Волочкова продемонстрировала все свои достоинства и стала центром этого помпезного и красочного шоу.Медора Волочковой воскрешает былое имперское величие балетов Петипа и одновременно олицетворяет современный тип балерины-гастролерши. Ликующе-победительной появилась на сцене Анастасия Волочкова в эффектнейшей вариации из «Эсмеральды». Казалось, что балерине все равно, где, когда и зачем вышла на сцену ее героиня. Главным было другое — появилась Балерина. Но отметим что не все так просто – в последующем адажио с возлюбленным Волочкова неожиданно показала заинтересованность и подлинное чувство.Изысканно-чарующей и кокетливой оказалась ее Медора в сцене с Сеид-пашой, драматичной – в сцене в гроте. А в «Оживленном саду» балерина блистательно демонстрировала чеканные аттитюды и стремительные, чуть провоцирующие аффектированные арабески.Партнером Анастасии Волочковой, ее Конрадом, стал солист Национальной оперы Украины Сергей Сидорский, знакомый москвичам по последнему Конкурсу артистов балета. За это время танцовщик значительно вырос в профессиональном плане и уверенно вел спектакль, показав себя как хорошим партнером, так и техничным солистом. Его Конрад был экспрессивен в сцене с корсарами в гроте, хладнокровен, когда пристрелил предателя, но недостаточно чуток в дуэтах с Медорой.Неожиданно раскрылся в этом балете Андрей Лопаев, сыгравший друга-антипода Конрада Бирбанто. Прекрасный прыжок, хорошую технику и артистизм продемонстрировал танцовщик как в танце корсаров и в «Форбане», так и в игровых сценах. Достойной подругой Бирбанто стала динамичная Вероника Варновская. Особого внимания заслуживают Кристина Кретова — молодая звезда «Кремлевского балета» и Михаил Мартынюк, исполнившие танец торговца и невольницы легко, технично, эмоционально и гармонично. Также Кристина Кретова победительно-бравурно станцевала вторую вариацию в танце одалисок.В танце невольниц в первом акте солировала Ольга Зубкова, исполнившая свою вариацию с легкой долей небрежности. Светлана Тоньшева, танцевавшая первую вариацию танца одалисок, явно не попала «в формат» балета, «проскакав» мимо как хореографии, так и музыки. А вот Александра Тимофеева сделала серьезную заявку на балеринское положение, показав в третьей вариации одалисок сильную и отточенную технику. Чуть меньше удалась ей вариация в «Оживленном саду».В конце балета, как и в начале, на сцене бушевало море, на волнах которого покачивался сказочный корабль, созданный воображением художника Николая Шаронова. Этому кораблю, прибывшему в кремлевскую гавань, не грозит никакое кораблекрушение, пока у руля стоит маститый кормчий – Юрий Григорович.