Вместо красок- бриллианты

Развлечения

Портрет Лиз Тейлор работы Энди Уорхола, воссозданный из разных сортов перца; изображение Маяковского, запечатленное Родченко, и воспроизведенное из черной икры, – все это можно увидеть на ретроспективе фотографа, художника и скульптора бразильского происхождения. Вик Мюнис в нашей стране до сих пор был практически неизвестен, зато на Западе его знают очень хорошо. В последнее время у него каждый год проходят выставки в 5-6 разных странах. Наконец и до нас доехали прославившие Мюниса работы: медитативные фото композиций, навеянных классическими сюжетами мирового искусства и выполненных из нетрадиционных материалов: земли, сахара, ниток, пыли, икры, бриллиантов, шоколада. Что в них очаровывает с первого взгляда, так это высокое качество исполнения. Такое ощущение, что у этого художника все, что ни попадется под руку, даже пыль, становится невероятно пластичным. А из хлама – разных пробок от бутылок, каких-то ненужных шурупчиков, винтиков – он умудряется делать картины по сюжетам Караваджо, Гвидо Рени, да такие, что вгоняют в ступор. Глядя на них, совершенно забываешь, из чего все это создано… К первоисточникам художник относится с уважением и, как правило, не иронизирует над ними. Но, конечно, классические сюжеты в исполнении бразильца звучат все равно своеобразно. Глядя на эти картины, хочется посмотреть и на полотна, вдохновлявшие Мюниса. Способность вызвать такое побуждение в наш век, в который больше ценятся аттракционы от искусства, чем классика, сама по себе довольно похвальна. Хотя, конечно, в некоторых случаях без иронии в работах бразильца все-таки не обходится. Нельзя без улыбки взглянуть на плакат «Клепальщица Рози» с надписью «Мы это можем!» (прославляющий в 1940-х годах женщин, работающих на военную промышленность), воспроизведенный Мюнисом… из бриллиантов. Между прочим, камешки для работы бразилец использовал самые что ни на есть настоящие. Агенты компании «Де Бирс» сами вышли на художника и предложили поработать с их изделиями. «Один раз у меня на столе лежали бриллианты на миллион долларов, – рассказывал Мюнис корреспонденту «ВМ». – При этом в студии сновали люди, и никто не верил, что камни настоящие…» Материалы, с которыми работает Мюнис, наделяют его композиции дополнительным смыслом. Например, об одном из своих подручных средств, шоколаде, сам художник высказывается так: «Шоколад связан с желанием, сексом, страстью, роскошью, романом; я не встречал человека, который не любил бы шоколада. Фрейд мог бы нам объяснить, почему мы его так любим». Создавать картины из шоколада у художника получается быстрее всего; на некоторые из них уходит всего 15–20 минут. Зато на композицию из пигментов «Апофеоз войны» по сюжету Верещагина Мюнис затратил четыре месяца. «Я собирал ее тщательно, зернышко к зернышку, которые потом рассеивал малейший сквознячок, – поделился автор с «Вечеркой». – К тому же приходилось работать в маске, ведь пигменты ядовиты». Надо сказать, что не все композиции Мюниса навеяны произведениями других художников. На выставке есть фото работ, сюжеты которых принадлежат самому бразильцу. Например, серия «Сахарные дети». Сейчас Мюниса приглашают читать лекции в престижнейшие мировые университеты. А вот у него самого художественного образования нет. В свое время он учился на рекламиста. Но в один прекрасный день начал делать скульптуры и картины из того, что попадется под руку. А потом, чтобы показывать эти композиции на вернисажах, стал фотографировать их. Сначала, правда, пригашал делать снимки профессионалов. Но результатами их труда остался недоволен и взялся за камеру сам. И в итоге прославился не только как актуальный художник, но и как фотограф. Выставка организована Московским Домом фотографии и проходит при поддержке правительства Москвы.

amp-next-page separator