Одри Тоту - заслуженной «Амели Французской Республики»
Роман молодой французской писательницы Анны Гавальда «Просто вместе» разошелся по миру миллионными тиражами. В российских книжных магазинах он лежит на самых видных местах. А фильм Клода Бери по роману только во Франции за четыре недели проката посмотрели два миллиона зрителей. В эти дни он выходит на наши экраны. И дело не только в сюжете – трогательных отношениях молодых людей, одиноких и депрессивных. Дело, конечно, в Одри Тоту, заслуженной «Амели Французской Республики», курочки, которая последние пять лет несет продюсерам одни золотые яички. В «Просто вместе» она сыграла Камиллу. …У нее губки бантиком, бровки домиком, очаровательная улыбка, невинные глазки, черные кудри и обаяние маленького домашнего зверька. Годы совершенно ее не меняют. Одри Тоту – обладательница «Сезара» и звания «сахарной брюнетки», – как и ее знаменитая героиня Амели Пулен с Монмартра, живет ощущениями. Амели любила разбивать ложечкой корочку крем-брюле, «печь блинчики» на воде и опускать руку в мешок с чечевицей. Одри Тоту любит «летний свет, который выскальзывает из жалюзи во время сиесты, стоянки у магазинчиков на площадях, запах бензина в автосервисе». И еще: пить чай с молоком, читать Оскара Уайльда, спать, наблюдать за облаками и гадать, на что они похожи. Одри Тоту не любит: «когда наступаешь в лужу и вода пропитывает носок», запах сигар, капли воды, падающие на лицо и когда на нее смотрят. И еще когда ее называют нимфеткой и задают вопрос, почему Жан-Пьер Жене пригласил ее на роль Амели в качестве замены Эмили Уотсон. Еще она утверждает, что не похожа на Амели, что пессимистка и что ботинки Амели были ей ужасно велики. Сегодня представить Эмили Уотсон в роли Амели решительно невозможно. Жене писал сценарий для девушки-обезьянки, а снял девушку-кошечку. Увидев ее глаза на рекламе фильма «Салон красоты «Венера», Жене понял, что нашел героиню. В первые четыре секунды встречи он уже знал, что утвердит ее на роль. К тому времени кошечка, давно перебравшись в Париж из крошечного городка Бомон, училась в Сорбонне на факультете современной литературы, писала диссертацию на тему «Нарциссизм в творчестве Оскара Уайльда», ходила на актерские курсы, снималась в телесериалах и играла на гобое в молодежном оркестре Оверна. Она и сейчас играет на гобое. И очень любит обезьян. В детстве мечтала быть приматологом, но совершенно не знала, в какое учебное заведение обращаться со своей мечтой. Да и родители были против. Именно они уговорили Одри поступить на театральные курсы в Париже. После выхода на экраны «Амели» ее героиня стала самой известной француженкой планеты. С помощью шнурков от ботинок, отвертки, ножниц, бумаги, клея, садового гнома и видеокамеры она дарила людям мечту. Амели – сама себе волшебница и сама себе Золушка. Думала о других, о себе забывала. После таких ролей или делают бешеную карьеру, или навсегда уходят из кино. Одри Тоту удалось первое. Теперь она – самая французская из всех французских актрис последних лет. Есть такие девушки, глядя на которых, сразу понимаешь: парижанка. Тоту – парижанка до мозга костей, наследница по прямой Одри Хепберн времен «Римских каникул», на которую похожа почти фотографически. Так что перекличка имен тут не случайна. Одри Тоту – девушка-душа, сделанная по индивидуальному образцу. Эксклюзивному. Она разрушила главный стереотип ХХ века. После ее появления мода на блондинок может не вернуться никогда. Первое явление Тоту после «Амели» состоялось в фильме «Любит – не любит». Девушка с говорящим именем Анжелика – отнюдь не ангел во плоти, но тоже не прочь перекроить жизнь соседей на свой лад. Она – как младшая сестра Амели, живущая среди красных подушечек, сердечек, роз и зажженных свеч. Тоту играет здесь себя, когда-то сыгравшую Амели. Кажется, что и сам фильм снят только для того, чтобы показать, какая Одри прелестная зверушка. Ее ужимки, прыжки и гримаски – чудо, но – тот еще зверек. Вцепится мертвой хваткой, не обрадуешься. С прелестной улыбкой доводит до отчаяния человека, которого любит. В «Грязных прелестях» ей удалось сыграть турецкую эмигрантку в дешевой шубе с чужого плеча. И тут же Жан-Пьер Жене пригласил ее в «Долгую помолвку», где ее героиня совершает обыкновенное чудо преданности, через много лет после Первой мировой войны отыскав жениха, считавшегося убитым. А Амос Коллек снял ее в «Хэппи Энде», где она и эмигрантка, и волшебница одновременно. Здесь в ней открылась еще одна грань Амели: быть странной не только внутренне, но и внешне. Может, Одри и рада спародировать свой ставший довольно навязчивым образ. Ведь именно это она делает в авантюрной комедии «Роковая красотка», по-прежнему строя глазки и складывая губки бантиком, а бровки домиком, изображая девицу, которая своим невинным видом заманивает богатых стариков. Однако ее Камилла в «Просто вместе» опять обречена пленять зрителя трогательной беззащитностью и слащавостью. Всетаки от диагноза «сахарная брюнетка» Одри никуда не деться. Так что мы знаем про Одри Тоту? Что она будет Амели еще лет десять, если сохранит нынешнюю форму. Что после съемок в «Коде да Винчи» ее приняли в Американскую киноакадемию. Что ее пригласили на роль Коко Шанель и она согласилась. А еще она умеет шевелить ушами. Но это не имеет никакого отношения к делу.