Андрей Рыклин – летчик и артист в одном флаконе
Недавно на одной из старых улиц Москвы бритые молодчики гнались за маленькой рыжеволосой крошкой. А за всем этим безобразием одобрительно наблюдала группа людей с камерой. Режиссер Олег Рясков («Слуга государев», «Александровский сад») приступил к своему новому фильму под рабочим названием «Приключение Алисы. Тайна двух планет» по мотивам произведений Кира Булычева. В картине снимаются: Николай Чиндяйкин, Михаил Полицеймако, Ирина Апексимова. А главного негодяя, предводителя банды играет актер, режиссер и каскадер Андрей Рыклин (он же – светлейший князь Алексашка Меншиков в «Слуге государевом»). – Андрей, как это при папе-режиссере и маме-актрисе вас занесло в летчики-истребители? – Когда мне исполнилось шесть лет, мама подарила книжку известного аса – летчика, трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба «В боях за Родину». Маленькая такая книжечка.Прочитал – с этого все и началось. Загорелся авиацией. Возмечтал стать летчиком-истребителем.Пошел сначала в авиамодельный кружок, потом в планерную школу, работал там инструктором, летал с 14 лет на планерах на Тушинском аэродроме. После окончания школы, естественно, подал документы в передовое летное училище – Черниговское имени Ленинского комсомола. Хотелось летать, и на больших скоростях. Все сдал как надо, на «отлично», прошел по здоровью.И тут при зачислении комиссия узнала, что я не член этого самого Ленинского комсомола. Таким образом, в училище я не попал… Все разрешилось через год. В результате всяких пертурбаций с теми же оценками меня приняли в Липецкий авиационный центр ДОСААФ – это, по сути, среднее военное училище. Год проучился там, а год – в Вязьме и получил звание младшего лейтенанта и свидетельство о присвоении летной квалификации с пояснением «целесообразно дальнейшее использование в истребительной авиации. В Вязьме и в Липецке в качестве артиста выступал в самодеятельности. Началась перестройка, военные летчики были не так востребованы, как в советские времена, поэтому меня и отправили в запас.– Чем же добывали хлеб насущный? – Нужно было жить. И на гражданке пришлось поработать и грузчиком, и водителем на автокомбинате, и электромонтажником на испытательных локомотивах, которые мы гоняли по железным дорогам всей страны. Поступил во ВТУЗ на инженера-испытателя, проучился полтора года, стало неинтересно. Тут и заговорили родительские гены.– И вы пристально посмотрели в сторону театрального? – Решил идти во все московские, но судьба распорядилась так, что сдавал в Щепкинское училище. Попал на курс профессора, народного артиста России Владимира Алексеевича Сафронова – прекрасного театрального артиста, много лет проработавшего в Малом театре. Правда, вся страна его узнала впоследствии как ведущего телепередачи «Впрок».– В «Слуге государевом» вы прекрасно фехтуете. Школа Щепки? – Щепка – училище замечательное, с традициями, с мощной школой. Курс наш был хороший, сильный. Вот сочиняя этюды, на первом курсе я заинтересовался фехтованием и начал заниматься самостоятельно. Мы с сокурсником Михаилом Шевчуком, спортсменом-пятиборцем (сейчас известен как кинорежиссер, постановщик боев в кино) пришли к тому, что фехтование на сцене и спортивное фехтование – это две большие разницы. И задались целью выявить особые принципы театрального, сценического фехтования. Может, поэтому, когда заканчивал училище, меня взяли сразу и в Московский театр им. Гоголя и пригласили работать на кафедру сценического движения в родную Щепку педагогом по сценическому бою. – О поставленных вами спектаклях в Щепкинском училище до сих пор говорят… – Да, действительно, одновременно с работой в Гоголевском театре я вел занятия со студентами училища и поставил там два спектакля – «Туше» и «На абордаж». По сути, это инсценировки, куда были включены наиболее известные сцены с фехтованием из пьес Шекспира, Ростана, Мольера, Гарсиа Лорки, Дюма.«На абордаж» – история о пиратах, в спектакле «Туше» танец вплетался в драматическое действо, там были бои на шпагах, причем в равных пропорциях. Я экспериментировал, работал с ребятами над созданием яркого динамичного музыкального зрелища. Сверхзадача была – воспитать актера синтетического плана, который мог бы на подмостках делать все – и декламировать, и фехтовать, и танцевать, и петь.– А в Театре Гоголя вы еще и играли? – Да, я там проработал почти десять лет, был ведущим артистом театра. Загруженность была большая – 16 спектаклей в месяц. Восемь главных ролей. Например, Фрол Скобеев в одноименной пьесе – этакий российский Фигаро ХVII века.Кстати, этот спектакль номинировался на «Золотую маску». Я играл в «Истории солдата», в чеховской «Чайке », в спектакле «Я люблю Вас, Констанс» по роману Александра Дюма «Сальвандир», в «Охоте на женщин»… Но через десять лет пришло понимание того, что надо чтото менять.– И что же вы придумали? – У меня появилась возможность сделать собственную антрепризу с названием «Театральный проект Андрея Рыклина». Поставил истории, рассказанные шпагой, – пьесу «Точка чести» – с моими бывшими студентами – Димой Миллером, Петром Красиловым, Катей Климовой, а также с Ильей Исаевым и Анной Большовой.Два года мы играли эту пьесу, причем первый год – фактически бесплатно. Но никто из ребят, занятых в спектакле, не думал разбегаться, все играли азартно, с удовольствием. Жаль, что из-за финансовых сложностей пришлось закрыть мою антрепризу.И я пришел к выводу, что пора менять вектор.– А теперь в каком направлении? – Я начал ставить пластику. Например, у Алексея Бородина в театральной эпопее «Берег утопии» Тома Стоппарда. Кстати, спектакль получил несколько призов «Хрустальной Турандот».Только что закончил работу в спектакле Театра на Малой Бронной «Плутни Скапена» по Мольеру.Сейчас ставлю в постановках РАМТа «Красное и черное» Стендаля, «Алые паруса» Грина.– Правда, что у вас есть своя школа фехтования? – Да, несколько лет назад открыл свою частную школу сценического фехтования, назвал ее «Школа арт-фехтования «Туше».Ранее сценическое фехтование преподавали только в театральных вузах, а в мою школу может прийти любой желающий, даже с улицы. И ведь приходят, и учатся с интересом. Кстати, открыть такую школу мне посоветовала именно спортсменка – чемпионка Европы по фехтованию Елена Белкина. Эта школа была первая в Москве, теперь уже появились и другие.– Прежде чем сняться у Ряскова, вы работали каскадером? – Еще в училище меня стали привлекать к работе каскадера. Я работал актером и каскадером в «Гардемаринах», в «Королеве Марго», в «Графине де Монсоро», в сценах Масленицы в «Сибирском цирюльнике», в «Сатисфакции» – был постановщиком боев.А когда Олег Рясков пригласил меня в качестве постановщика боев в «Слуга государев», я туда уже привел всю свою команду – 40 актеров. Эти люди – профессиональные актеры и просто хорошие люди – знают мою систему. Каскадеры делали только трюки. А все сцены боев, дуэлей, всю Полтавскую битву в «Слуге» исполняли актеры.Это была для меня очень интересная задача.– А как вы стали Меншиковым? – Фактически этот вопрос был решен без меня. Мне даже сшили костюм, о чем меня оповестили в последнюю очередь. И… я сыграл светлейшего князя. Пришлось за три месяца выучиться ездить верхом, ведь надо же было идти в атаку на коне. Кстати, мы до сих пор, уже после выхода фильма в прокат, встречаемся, и даже собираемся вместе на праздники.– Говорят, Рясков задумал снять сиквел – «Слуга государев-2»? – Да, и там для меня приготовлена главная роль. Но пока нет денег на этот проект. Так что пишу пока свои инсценировки.– А самая заветная мечта… – Поставить свой фильм по мотивам сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц». Но все упирается, как всегда, в деньги.