Том Хэнкс спасает Ватикан
В ШИРОКИЙ прокат вышел новый фильм Рона Ховарда, снятый по бестселлеру Дэна Брауна «Ангелы и демоны», в котором Том Хэнкс и в огне не горит, и в воде не тонет, и из могилы выходит живее всех живых, и пуля-дура его не берет, и даже воздух ему не нужен. Его герой профессор Роберт Лэнгдон, которого у того же Ховарда Хэнкс играл в «Коде да Винчи», питается приключениями.Если сравнивать фильм Ховарда с первоисточником, в основе которого лежат совершенно фантастические допущения писателя Брауна об акте божественного творения, получении антивещества, зловещем братстве Иллюминатов, таинственных символах и последствиях фанатичной религиозности, то здесь уместно перефразировать известное изречение: отсеки все лишнее и останется, что нужно. Люди из Голливуда безжалостно отсекли длинные проповеди, псевдонаучные изыскания в области биофизики, еще более псевдонаучные изыскания в области символики и прочие глупости вроде бытовой логики. Ну и черт с ними, с символами, в которых ни один зритель без принятия внутрь горячительных напитков не разберется, ну и пусть главная героиня, итальянка и девушка недюжинного образования, не знает, что такое Пантеон, ну и пусть герой в своем расследовании хватается за первую попавшуюся подсказку, не давая себе труда даже задуматься, зато машины по тесным римским улочкам мчатся, как на «Формуле 1», зато все полыхает, бурлит и дрожит от страха, зато Роберт Лэнгдон из занудного «синего чулка» эпохи «Кода да Винчи» превращается на наших глазах в действующего героя – и какого! Короче, Рон Ховард сделал серьезную работу над ошибками. После статичного, скучного, провального «Кода» сотворил экшн и «лучше выдумать не мог».Вообще философия и исторические фальсификации Брауна относятся к тому сорту манипуляций читательским сознанием, когда понимаешь, что в книжке все вранье, что так не бывает, но ничего не можешь с собой поделать – глотаешь страницы и, как дитя малое, веришь тому, что так может быть. Проделав с нами дьявольские манипуляции еще в «Коде…», в «Ангелах и демонах» Браун окончательно ушел в отрыв и замахнулся на святая святых – католическую церковь и Ватикан, превратив смерть Папы и последующий за ней конклав кардиналов в фантастический триллер.К идее экранизировать историю о похищении и убийстве четырех кардиналов Ватикан отнесся отрицательно и съемочную группу на свою территорию не пустил. Сикстинскую капеллу, собор и площадь Святого Петра, папские покои, архивы Ватикана, офис швейцарских гвардейцев, которые с ХVI века стоят на охране папского престола, так вот, все это пришлось строить своими руками в студии и заново создавать на компьютере. Степень их достоверности на экране равна степени достоверности книг Брауна.Подделка, выдающая себя за оригинал и делающая это мастерски. На экране и не разберешь, что мраморные колонны сделаны из гипса, Сикстинская капелла расписана голливудскими малярами. Эффект присутствия абсолютный.Собственно, именно в этом, а не в рассуждениях о слиянии церкви с наукой и не в вопросе, имеет ли человек право ради Бога пойти на преступление, состоит философский посыл создателей фильма. Этот посыл в том, что все в нашем мире – подделка. Верить в нее или нет – выбирайте сами.