Магазины шаговой доступности должны стать дешёвыми и комфортными

Общество

На недавнем заседании правительства Москвы мэр потребовал оградить магазины шаговой доступности от перепрофилирования.– Мы с большим трудом подыскиваем нужное здание, чтобы создать магазин шаговой доступности, а потом он может стать другим по профилю? Я считаю, что это совершенно недопустимая вещь! – заявил он. – Помимо прочего, такие магазины важны и своей социальной функцией. Я считаю, что их перепрофилировать нельзя или по крайней мере необходимо разработать механизм, чтобы эти вопросы решались взвешенно.Кроме того, Юрий Лужков указал на необходимость пересмотреть городское законодательство, с тем чтобы оно ограничило этот процесс.В Московской городской думе уже созрел ряд предложений по усовершенствованию системы столичной торговли.По мнению депутатов, дешевые московские магазины должны располагаться гораздо ближе, иначе пожилым людям и инвалидам просто невозможно ими воспользоваться. Да и цены в них могут быть значительно ниже, чем сегодня.Об этом нам рассказал вновь избранный .– На этом заседании состоялось обсуждение новой Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг в Москве на 2010–2012 годы. Прежде всего она, конечно, предусматривает преемственность дальнейшего расширения основных направлений оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг в городе.Однако в своем выступлении я обратил внимание членов правительства и приглашенных специалистов на те вопросы развития потребительского рынка, которые усугубились с началом экономического кризиса и требуют системного решения в ближайшее время или в среднесрочной перспективе.Речь идет о снижении покупательной способности населения (особенно в его малообеспеченных группах), росте цен на продовольственные товары (включая товары первой необходимости), а также о недостатке финансовых и оборотных средств предприятий потребительского рынка.На регулярных предвыборных встречах с избирателями, если речь заходила о торговле и услугах, пожелания москвичей в основном сводились к открытию магазинов «экономкласса», то есть магазинов-дискаунтеров, непосредственно в шаговой доступности.– Именно социальные магазины, в которых обслуживаются ветераны войны и труда, многодетные семьи, другие льготные категории, играют большую роль в сдерживании цен, предоставляя скидки от 10 до 15%.Разумеется, с принятием новой программы на 2010–2012 годы количество таких магазинов будет расти.Возможно, в ближайшей перспективе в городе следует даже принять норматив по количеству социальных магазинов, тесно увязанный с количеством жителей, проживающих в каждом микрорайоне.В целом же рост цен на продукты питания не мог не сказаться на реализации непродовольственных товаров. С начала 2009 года резко упали продажи одежды и обуви.Наиболее сильно пострадало от развития кризиса бытовое обслуживание населения, которое восстанавливалось и развивалось в городе с большими усилиями. Рост цен в этой сфере связан с существенным удорожанием расходных импортных материалов и оборудования. И надо сказать прямо – не все предприятия смогли адаптироваться в условиях кризиса.– В январе этого года вышло Постановление правительства Москвы «О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг», в котором ключевое место отводится предоставлению услуг населению по месту жительства в каждом микрорайоне. Это абсолютно логичное решение, так как малообеспеченные жители нашего города, как вы уже заметили, редко пользуются услугами супермаркетов в основном из-за их расположения – при выезде из города, на крупных автомагистралях.Но небольшим магазинам трудно конкурировать с ними по ценам на продукты питания. Чем больше партия взятого товара, тем ниже оптовые цены. Понятно, что здесь крупные торговые сети получают от производителей любые скидки, а магазин, которому нужно две-три коробки, – никаких. Поэтому одна из самых существенных задач для городских властей на ближайшее время – это максимальное выравнивание цен на продукты питания для магазинов шаговой доступности.– Я предложил, выступая на заседании правительства, включить в условия конкурсов на право аренды того или иного объекта потребительского рынка, находящегося внутри дворовых территорий, (так называемых магазинов шаговой доступности) обязательные требования по открытию не просто магазинов с широким ассортиментом, а предприятий, специализирующихся по конкретным группам товаров и услуг. Например, если в микрорайоне необходима булочная-кондитерская, то и условия конкурса должны быть сформированы по данной конкретной группе товаров. В противном случае ассортимент предлагаемых новым магазином товаров опять будет состоять на 50% из продукции алкогольной направленности.– Какими способами, на мой взгляд, можно добиться сокращения цен на товары первой необходимости? Прежде всего надо максимально адаптировать сдающиеся в аренду торговые объекты в соответствии с их сферой деятельности за счет городского бюджета, включая адаптацию предприятий торговли для маломобильных граждан (инвалидов), а не перекладывать эти затраты на предпринимателей, которые вынуждены будут эти затраты включать в дальнейшем в величину торговой наценки. В соответствии со специализацией объекта необходимо заранее предусматривать необходимую мощность электросетей, монтаж воздуховодов, если таковые нужны, т. е. сдавать объект потребительского рынка в аренду полностью оснащенным всеми коммуникациями.Стоимость минимальной потребительской корзины возможно уменьшить и за счет использования для снабжения магазинов шаговой доступности городских плодовоовощных баз. Тогда и оптовые цены будут ниже, и транспортные затраты у магазинов сократятся.Как мы видим, останавливаться на достигнутом нам еще рано и работы в области развития потребительского рынка товаров и услуг более чем достаточно.Сейчас в Государственной думе РФ рассматривается законопроект «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке». Документ регулирует торговую наценку, устанавливает порог доминирования для розничных сетей. Во избежание «прокрутки» денег, а также для того чтобы не продавались просроченные товары, закон ставит временные рамки по оплате поставленной продукции, запрещает включать в цену бонусы. В ближайшей перспективе нам необходимо будет разработать и принять закон города Москвы, аналогичный по сути, но приспособленный к специфике города.Но в целом, на мой взгляд, в новой трехлетней Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг в г. Москве на 2010–2012 годы все акценты расставлены верно. Эта программа должна стать качественным продолжением развития всего комплекса потребительского рынка в городе Москве и быть максимально приближенной к потребностям всех категорий жителей районов, микрорайонов для оказания им всех необходимых услуг.Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что в столице планируется сокращать количество рынков, на которых торгуют промышленными товарами.При этом он подчеркнул, что речь идет о рынках, где продаются промышленные товары, а не о так называемых колхозных рынках, где производители продуктов питания реализуют свою продукцию.

amp-next-page separator