Скука-любовь

Развлечения

Нынешние «Лики любви» огорчили своей непрезентабельностью. Ни одна из западных звезд не обозначилась на фестивальном небосклоне, хотя организаторы до последнего уповали на приезд «титанической» девушки Кейт Уинслет.Фильм «Айрис» с ее участием из программы убрали, поскольку английские продюсеры предпочли мировую премьеру в Берлине. Малопрезентабельной оказалась и президентская пара фестиваля – Алексей Гуськов и Лидия Вележева, выступившие на открытии с удручающе вульгарной речью на тему их собственных интимных отношений. И на закрытии – пара блеснула разве что тем, что Алексей уволок жену за сцену на руках. О самих фильмах – чуть позже, тем более что большинство из них откровенно разочаровали.«Лики любви» – фестиваль тематический, в мире полно мелких фестивалей, посвященных одной теме. Правда, аналогов нашим «Ликам» нет, это только в России додумались. И, наверное, можно было бы, имея в распоряжении такой, с позволения сказать, эксклюзивный фестиваль, распорядиться им с большей фантазией. Конечно, можно отдать дань скромности организаторов и отборщиков, решивших раз и навсегда, что «любовь» предполагает лишь отношения между мужчиной и женщиной. В высшем и чистом понимании этого слова — да. Но – «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Древо жизни, хочется напомнить, не только зеленеет, но и голубеет, и розовеет, и светится всеми цветами спектра. Она-то, любовь, и впрямь многолика — есть и великая любовь к жизни, и любовь матери к детям, и любовь к самому себе, и любовь к деньгам...Скажете, это совсем другая история? Отнюдь. Более того — думается, организаторы фестиваля отчасти готовы признаться в собственном консерватизме. Ничем другим нельзя объяснить, например, тот факт, что председателем жюри прошлого фестиваля был Удо Кир, известный актер и не менее известный гей.Ну ладно, это вопрос спорный, многие не согласятся. Однако зацикленность на обязательном присутствии в картинах пары мужчина/женщина приводит к тому, что в программу попадают фильмы вовсе даже не о любви, несмотря порой на изобилие половых актов на экране. Например, очень неплохая мексиканская картина «И твою маму тоже», в которой несть числа обнаженным причинным местам, вовсе не о любви как таковой – скорее о мелких бытовых сложностях, которые способны катастрофически отравлять жизнь юному поколению, видевшему до поры до времени жизнь лишь в розовом свете. (Этот фильм, кстати, получил на последнем Венецианском фестивале приз за лучший сценарий).Нет смысла подробно рассказывать обо всех конкурсных и внеконкурсных лентах – большая часть их забывается через десять минут. Серость и необязательность швейцарского «Намгяла», вторичность норвежской «Слишком длинной ночи», где слишком очевидные перепевы со знаменитым «Торжеством» Винтерберга режут слух, путаная эпатажность голландского «Объезда», откровенная голливудская банальность английской «Мечты»...Заранее раскрученные ирландские «Диско-свиньи» 25летней дебютантки Керстин Шеридан действительно приличны для дебюта. Но история несостоявшихся Бонни и Клайда, их патологическое стремление поставить себя вне условностей жизни, кончившееся трагически, — лишняя иллюстрация того, что ни свежих идей, ни новых художественных возможностей в запасниках режиссеров, чьи фильмы были отобраны на фестиваль, нет.Единственная картина, которая готова была примирить со скукой и консервативностью последних «Ликов...», — «Бо Ба Бу» узбекского режиссера Али Хамраева. Полуторачасовая лента-притча о двух пастухах, нашедших неизвестно откуда взявшуюся белокурую красавицу и поселивших ее у себя, стал истинным бриллиантом в дешевой оправе остальных фильмов. Звериная жестокость, удивительным образом смешанная с нежностью, счастье неожиданного обретения любви и трагизм потери и счастья, и любви, оригинальным образом преподнесенная мысль – пусть и не новая, – «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», великолепная актерская игра – все это, заметим, имеет только визуальное воплощение. Герои на протяжении фильма практически не произносят ни слова.Застарелое имперское сознание продолжает воротить нос от того кино, что в советские времена считалось «окраинным», – узбекского, туркменского, киргизского, и что нынче сто очков вперед даст российскому по своей глубине, философской мощи, классному стилю. Помилуйте, да зачем? Мы лучше поищем второсортицу, зато где-нибудь позападнее, по принципу «дай мне, Боже, что тебе негоже».Пожалуй, только словенский «Хлеб и молоко» о том, как семья, пройдя тяжкие испытания, учится вновь любить друг друга, стоит особняком. И посвоему неплох английский фильм «Яма» – психологический триллер о девочке, которая в прямом смысле по трупам карабкается к любви.И как прощальный привет – великолепный фильм англичанина Питера Каттанео «Подарок судьбы», показанный на закрытии. Увы, вне конкурса.Одним словом, «открытий чудных» в этом году «Лики любви» нам не принесли. Споров, яростных отрицаний и жгучих восторгов, какие в прошлом году клубились вокруг фильмов «Сука-любовь», «Остров», нынче не было.Вот такая скука-любовь.

amp-next-page separator