Мастер выходит из-под ареста

Развлечения

О «Мастере и Маргарите» Кары уже столько сказано и написано! Однако фильм, снятый еще в 1993 году, видели лишь немногие избранные. Судьба сей масштабной экранизации самого знаменитого романа Михаила Булгакова с музыкой гениального Альфреда Шнитке причудлива, как и сам роман. История началась в далеком 1991 году, когда молодой режиссер Юрий Кара приступил к экранизации «Мастера и Маргариты». Его нисколько не смутило поверье, что эту дьявольщину вообще нельзя снять для кино. Ведь сколько мастеров подступались к роману! По разным причинам так и не сняли свои версии Элем Климов, Эльдар Рязанов, Владимир Бортко, даже Александр Абдулов намеревался снять телесериал на основе романа. Словом, режиссер скомандовал: «Мотор!» Работали в Москве, Ялте, Судаке. Библейские сцены снимали в Иерусалиме. Поначалу предполагалось участие зарубежных звезд. Велись переговоры с Клаусом-Мария Брандауэром о роли Воланда. Но те, кто видел готовый фильм, утверждают, что Валентин Гафт сыграл эту роль гениально. Как, впрочем, и Михаил Ульянов – Понтия Пилата. Была идея пригласить на роль Маргариты Мишель Пфайффер. Но и тут решили обойтись своими силами. Пробовались Ирина Алферова, Елена Майорова, Вера Сотникова, Светлана Рябова, Наталья Данилова, Анна Самохина. Но убедительнее всех оказалась Анастасия Вертинская. Николаю Бурляеву поначалу была предложена роль Ивана Бездомного. Но актер пришел к режиссеру и сказал, что Бездомного играть не будет, а хочет попробоваться на Иешуа Га-Ноцри.И его утвердили. А когда группа приехала в Иерусалим, имели место благословение на роль у Гроба Господня и причастие – ночью, перед самой съемкой. После этого, как говорил Бурляев, работалось удивительно спокойно – актер постился, читал Евангелие, и у него не было ощущения, что он делает что-то греховное.Конечно, без мистики не обошлось. В один из дней Сергей Юрский,который к фильму отношения не имел, должен был передать Валентину Гафту какую-то книгу. Он ее искал у себя дома очень долго, наконец нашел под диваном. Книга была завернута в газету со статьей «Почему Элем Климов не снимает «Мастера и Маргариту»? Однажды в автомобиль Кары врезалась машина, водителем которой был человек по фамилии Коровьев. За время работы на картине сменилось шесть операторов. В итоге фильм снял Евгений Гребнев, который вскоре после съемок скончался.В итоге авторская версия фильма оказалась длиной 3,5 часа. Но продюсеров такой вариант не удовлетворил (они представляли некую Творческую ассоциацию международных программ – ТАМП). Кара сокращать фильм отказался. Тогда картина была практически арестована. Главный продюсер Владимир Скорый, в прошлом майор ОБХСС, роман Булгакова не читал, тем не менее взял на себя смелость сделать вывод, что фильм настолько плох, что в таком виде его выпускать в прокат нельзя. И картина «исчезла» на долгие 7 лет.Может возникнуть вопрос: почему, собственно, продюсеры так упорно прячут фильм и не выпускают его в прокат? Ведь они могли уже несколько раз вернуть вложенные в его производство деньги. Как считает режиссер, все дело не столько в творческих претензиях, сколько в сложных финансовых отношениях между «ТАМПом» и неким крупным банком. И фильм просто стал своего рода закладным документом на то время, пока разрешался финансовый конфликт.Но пробил час, и продюсеры обратились к нынешнему генеральному директору концерна «Мосфильм» Карену Шахназарову, чтобы он помог выпустить картину в прокат. За прошедшее время пленка немного пострадала – ведь она содержалась явно не в профессиональном кинохранилище. Требуется также перезапись отдельных сцен. Между тем за минувшие годы ушли из жизни актеры Михаил Данилов, сыгравший Берлиоза, Роман Ткачук, Маргарита Виноградова (Аннушка). Но и это не все проблемы. Отказалась переозвучивать несколько своих сцен исполнительница роли Маргариты Анастасия Вертинская (ей удалось в свое время посмотреть фильм, и она, говорят, осталась недовольна увиденным. Как, впрочем, и Валентин Гафт). И все-таки Юрий Кара уверен, что теперь уже ничто, в том числе и потусторонние силы, не сможет помешать выпуску фильма на экран.…«Тут столько напутано всего, что и не разберешься», – думала Маргарита, пролетая над Арбатом». Может, действительно, пришло время, когда мы наконец сможем увидеть фильм Юрия Кары? :[i]Я очень рад, что мы с продюсерами, у которых все права на фильм, пришли к соглашению. И даже благодаря стараниям Карена Шахназарова – к примирению. Что же касается возникшего мнения о том, что фильм, который показали в свое время некоторым участникам группы, и в том числе Анастасии Вертинской и Валентину Гафту, резко им не понравился, то дело здесь вот в чем. Продюсеры тогда захотели, чтобы был сделан двухчасовой вариант картины для зарубежного проката – у меня версия на 3,5 часа экранного времени, то есть полноценные две серии. Поскольку я отказался сокращать ее, они проделали это сами. И показали тогда 2-часовую версию. Естественно, там не было многих важных эпизодов. Вполне понятно, что материал не понравился исполнителям главных ролей.Это ж надо – из Булгакова выкинуть треть материала! Сейчас речь идет об авторской копии. И Гафт, и Вертинская уже видели полный вариант. И они с ним полностью согласны. Думаю, что они не должны держать зла на меня. Однажды один актер, который играл в спектакле по «Мастеру и Маргарите», сказал мне, что в спешке работать с этим материалом нельзя. Когда все успокоится – все пойдет как надо.Так и здесь. Прошло время, все успокоились. У меня нормальные отношения с Александром Мишиным – одним из продюсеров. Будем надеяться, что фильм действительно скоро дойдет до зрителей. Во всяком случае кое-какое движение в этом отношении наблюдается.Но здесь еще существует вот какой аспект. Сравнительно недавно вдруг откуда-то возник некто Сергей Шиловский. Он – сын Елены Сергеевны Булгаковой от первого брака. Человек нервический, импульсивный, в свое время жутко ревновавший мать к Михаилу Афанасьевичу и даже стрелявший в него. Сейчас он называет себя наследником творчества писателя, хотя таковым не является.Говорят, он просто купил права. Во всяком случае, все оформлено юридически в ВААПе. А потом продал их в США. И теперь, чтобы экранизировать любое произведение Булгакова, необходимо испрашивать разрешения у американцев. А они с нами не очень-то любят разговаривать. Тем более что сравнительно недавно прошел слух, что они сами собираются экранизировать «Мастера» чуть не с Аль Пачино в роли Воланда. Кстати, именно по этой причине был «перекрыт кислород» режиссеру Владимиру Бортко. Слава богу, мы сняли фильм до того, как объявился «наследник».[/i]

amp-next-page separator