Человек-оркестр
Счастливчик – это все о нем. Везунчик – тоже. Но и работяга. Многостаночник. Причем талантище прямо-таки ренессансного масштаба.Отец в полном смысле слова – и своим любимым детям, и любимым актерам. Вот уж кто имеет полное право на звание звезды, а не случайной кометы. Вы скажете это Табакову. А он лишь хитро, как кот Матроскин, улыбнется и отшутится: мол, куда нам, саратовским, до космических вершин.И действительно, дорога на вершины искусства началась для сына саратовских врачей Олега Табакова в этом приволжском городе. Причем семья познала все тяготы войны: отец ушел на фронт, возглавив военно-санитарный поезд, а мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале. Учился будущий артист в мужской средней школе № 18.И увлеченно занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, которым руководила педагог Наталья Сухостав. Она-то и стала «крестной матерью» для ста шестидесяти будущих актеров.Когда же юный Олег окончил Школу-студию МХАТ (курс Василия Топоркова), разве мог он предположить, что спустя годы возглавит альма-матер? И что снимется более чем в 150 фильмах? Хотя уже на третьем курсе он сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» у Михаила Швейцера.Но после учебы ему было все же не до кино – ведь в 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актеров, будущий театр «Современник».Именно с Ефремовым свяжет на долгие годы свою творческую судьбу молодой артист.– «Современник» стал одновременно подтверждением и величия Московского художественного театра, его методологии, и учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актере, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас, – говорил Табаков.Кстати, он стал тогда самым молодым из шести основателей нового театра. А роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его визитной карточкой. И вплоть до 1983 года Табаков блистал на сцене «Современника». Ему аплодировали в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история»…Параллельно он активно снимался в кино. И мало кто знает, что уже в возрасте 29 лет Табаков перенесет свой первый инфаркт – из-за чудовищной нагрузки… Жизнь тем временем готовила новые сюрпризы. В 1970 году Ефремов уходит во МХАТ.И Табаков на шесть лет становится директором театра, предложив на должность главрежа «Современника» Галину Волчек.А еще – педагогом: в 1976 году Табаков на базе ГИТИСа набирает курс из 26 студентов… Так открылась новая страница в жизни артиста – профессиональное преподавание.Причем учил он по-своему, по-табаковски. Его студенты не просто разыгрывали пластические этюды, а читали запрещенную литературу и встречались с Высоцким, Окуджавой и другими персонами нон-грата.Эта история с учениками получила продолжение в 80-х годах, когда Табакову удалось выбить под свою студию подвал на улице Чаплыгина,1 а.Так родилась знаменитая «Табакерка», маленькая, да удаленькая. На спектакли «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре», «Записки сумасшедшего», «Матросская тишина», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке» был всегда аншлаг. Ноу-хау Табакова – его студенты обучались мастерству, ежедневно играя.И все это время Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях. Только в 1983 году он принял решение о переходе во МХАТ по приглашению Ефремова. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей».А в 1986 году был подписан приказ о создании Театрастудии под руководством Олега Табакова.Как настоящий человекоркестр, в те годы он успевал совмещать фантастически многое: художественное руководство двумя театрами, актерскую работу во МХАТе и в «Табакерке», руководство кафедрой мастерства актера в Школе-студии МХАТ, обучение студентов и режиссура за границей, продюсирование, съемки в кино- и телефильмах… Кстати, в 2008 году объявлено об открытии театрального колледжа при театре Табакова, уникальной школы-пансиона, в которой будут учиться актерской профессии дети со всей страны.Сам мастер так объясняет свою жадность до работы: – Я ведь не режиссер. У меня есть данные, я могу научить актеров хорошо играть, но художественный театр я никому не наследовал, ничье дело я не продолжаю. Я – кризисный управляющий. Вот в меру своего понимания и занимаюсь этим.У него много званий и наград. Он народный СССР. Народный РСФСР. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II и Ш степени, ордена Дружбы народов… Почетный член Российской академии художеств… А уж фестивальных призов не счесть… Но успешный во всем, он предпочитает все-таки держаться от «господ» подальше:– Я вообще заметный человек. Я достаточно дистанцируюсь от любой власти на протяжении 51 года.Для него все большее значение имеют простые человеческие радости. При всей сверхзанятости Табаков ухитрился создать образцово-показательную семью. Его второй брак, выросший из многолетнего романа со студенткой Мариной Зудиной, принес плоды в виде двух детей, Павла и Марии.От первого брака с Людмилой Крыловой остались сын Антон и дочь Александра. Сам Олег Павлович с возрастом все больше ценит эти патриархальные радости.– Цивильная, нормальная семья бывает здоровой, только если в ней есть дети, – считает Табаков. – А иначе приходишь в дом иногда: и картины на стенах, и книги с золотыми обрезами, и хрусталь… а детей нет – и некий «the smell of cheese» (запах сыра) присутствует. А вбежит в эту комнату пусть не ребенок, хотя бы щенок, помашет хвостом – и все становятся людьми…