Как не утонуть в автоморе

Общество

Очевидно, улицы Москвы уже не в состоянии гарантировать парковочные места всем, кто работает в ближайших офисах, прогуливается по магазинам или просто приезжает к кому-то в гости. В то же время понять и принять это готовы далеко не все автомобилисты.Подъезжая к месту назначения и не видя свободного места для парковки, многие все равно пытаются оставить машины именно здесь и любым способом. Результат: забитые в несколько рядов дороги и тротуары, заставленные автомобилями трамвайные пути, блокированные пешеходные переходы и остановки общественного транспорта.Вполне возможно, эта ситуация как-то изменится после того, как Москве удастся узаконить эвакуацию автомобилей, припаркованных на тротуарах. По крайней мере этот шаг создаст препятствие на пути вопиющего беспредела.Довольно четкий ответ на вопрос, как бороться с парковочным беспределом, дает опыт ведущих европейских столиц. Они пережили расцвет автомобилизации значительно раньше Москвы и нашли способ не утонуть в море автомобилей. Секрет прост. Решение проблемы осуществляется одновременно по двум направлениям. Первое – это изменение сознания горожан. Второе – создание достаточного количества парковочных мест. Прежде всего в сознании каждого жителя мегаполиса должно закрепиться понимание того, что городское пространство небесхозно и небесплатно. Более того, в подавляющем большинстве предназначено оно вовсе не для размещения частных автомобилей. Автомобилист должен понимать, что, помимо его собственного желания поставить автомобиль здесь и сейчас, существует некий общественный интерес. И он вполне может не совпадать с желанием автомобилиста.Если же желание припарковаться рядом с нужным местом носит непреодолимый характер, человек должен понимать, что это «удовольствие» будет небесплатным.Главным инструментом изменения сознания автомобилистов во многих странах были и продолжают оставаться высокие неотвратимые штрафы.Впрочем, любой «кнут» эффективен только при наличии альтернативы в виде «пряника». «Пряником» стали многочисленные подземные, наземные и механические паркинги, разбросанные по территории крупнейших мегаполисов мира. Все это удовольствие далеко не бесплатно, но нежелание платить неизбежно ведет к риску оказаться под ударом «кнута».Подобный подход позволил большинству европейских столиц разрешить проблему городской парковки за достаточно короткий период. И это при том, что количество машин на тысячу жителей в них существенно превосходит московские показатели.Решение проблемы парковок оказалось небесплатным не только для автовладельцев, но и для городских властей. На протяжении многих лет муниципалитеты вкладывали средства и привлекали инвестиции в строительство огромного количества самых разнообразных парковок. Не удивительно, что подземные пространства таких крупных городов, как Париж или Мадрид, буквально испещрены автостоянками и паркингами.Все то же самое предстоит делать и Москве. Создание городского парковочного пространства рассматривается столичными властями как одна из первоочередных задач.Кроме того, Москве предстоит разобраться еще и с вопросом ночного хранения автотранспорта. Именно для этого в 2009 году город был вынужден реанимировать и перезапустить программу массового строительства доступных машино-мест «Народный гараж». Сегодня уже можно сказать, что новая редакция программы оказалась удачной.Доступные гаражи оказались довольно популярными среди москвичей. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, уже с марта текущего года идет процесс заключения договоров с участниками долевого строительства «народных» машиномест. На текущий момент уже заключено более 11 тысяч договоров. К середине лета количество заключаемых договоров по передаче машино-мест в собственность составило более сотни в день. «Сейчас наша главная задача – как можно быстрее регистрировать права собственности, после чего собственники могут организовать товарищество, а мы – оформить акт госкомиссии, – говорит руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. – Ни один гараж мы не примем до тех пор, пока он не будет укомплектован собственниками. Пока это получается: ежедневно сотни людей получают свидетельство».Залогом успеха программы стало соблюдение двух важнейших условий: обеспечение шаговой доступности гаражей (комплексы возводятся в непосредственной близости от мест проживания людей) и сравнительно невысокой цены машино-места – 350 тыс. рублей. При условии, что цены в аналогичных коммерческих гаражных комплексах «манежного» типа начинаются с 700– 800 тыс. рублей, «народное» предложение выглядит исключительно конкурентоспособно. Обеспечить же более низкую стоимость, как, возможно, хотели бы того многие автомобилисты, в условиях жесткой нехватки земли сегодня просто нереально.Довольно часто цену машино-места в «народном» гараже пытаются сравнивать со стоимостью места в металлическом гараже, на плоскостной стоянке или даже в «ракушке». Подобное сравнение совершенно бессмысленно.Программа «Народный гараж» предполагает предоставление машино-мест в собственность владельца с выдачей соответствующих документов, а также полную гарантию сохранности его средств во время строительства комплекса. Гаражные кооперативы и плоскостные парковки ничего подобного гарантировать не в состоянии. Подтверждением тому стал ряд случаев сноса подобных стоянок и гаражных комплексов. Их ликвидируют для размещения на их месте «народных» гаражных комплексов. Несмотря на протесты «кооперативщиков», подобные действия властей совершенно законны. Сносимые гаражи находятся на городской земле, предоставленной в аренду кооперативам, и возможность одностороннего расторжения такого арендного договора является одним из его условий.Владельцам сносимых гаражей предоставляется возможность покупки машиномест в создаваемых на их месте «народных» комплексах.Преимущество такой покупки очевидно. Если в первом случае права автовладельца на машино-место оставались, по сути, «птичьими», то в «Народном гараже» они будут закреплены законом.Впрочем, «Народный гараж», равно как и колхоз, – дело добровольное. Хотя, судя по растущей популярности программы, о необходимости кого-либо заставлять не может быть и речи. Взвесив все за и против, все большее количество москвичей делает свой выбор в пользу «Народного гаража». А значит, у программы создания московского парковочного пространства будущее все-таки есть.[i]Работы на 122 объектах общей вместимостью более 42 тыс. машиномест уже завершены.В 2010 году к ним должны прибавиться еще 202 «народных» гаража.[/i]

amp-next-page separator