Не было бы счастья, да несчастье помогло
ЗА СВОЙ долгий век Москва много раз буквально восставала из пепла: горела, разрушалась неприятелем, но каждый раз неизменно отстраивалась заново. Однако, пожалуй, только после разрушительного французского нашествия 1812 года к восстановлению Москвы подошли обстоятельно, по-государственному.Город, по существу, нужно было отстраивать заново: целые кварталы и улицы находились в развалинах, представляли собой обычное пепелище. В центре города и в Замоскворечье не тронутыми остались единичные дома.Многие исторические здания в Кремле были подорваны по приказу Наполеона. Были сожжены практически все торговые ряды – Москва на некоторое время осталась без продовольствия...Но жизнь в городе начала восстанавливаться практически сразу же после бегства французов. Начались и восстановительные работы. Они велись по утвержденному плану и – что важно! – при полной поддержке казны: первые пять лет на московское строительство власти ассигновали по миллиону ежегодно, что было весьма значительной суммой. Погорельцам выдавались ссуды на строительство, но строиться они должны были самостоятельно...В 1813 году была создана комиссия для строений в Москве, куда вошли и столичные, и московские чиновники, но, что еще важнее, видные архитекторы – О. Бове, Д. Жилярди, В. Стасов и др. Был составлен детальный план, который утверждался лично императором Александром I. Помогла власть Москве и «людишками»: в город были отправлены четыре пехотных полка и две саперные роты. Солдатики работали не просто так, а за особое жалование, получая по 25 копеек, чарке вина и фунту говядины в день.При этом Москва не просто восстанавливала старое. Она действительно преображалась. Многое, даже не затронутое пожаром, сносилось, чтобы уступить место новому.По особому распоряжению императора опытным инженером-градостроителем В. И. Гесте был составлен «прожектированный план города». Но этот план был слишком смел и масштабен, чтобы воплотиться в жизнь в короткое время. Гесте были задуманы многочисленные площади, которые должны были стать местом сооружения классических ансамблей; по телу Москвы должны были быть «прорублены» широкие проспекты... Но на все это не было ни денег, ни времени – город должен был «ожить» в достаточно короткие сроки...Многие древние храмы были перестроены в классическом стиле. Зловонную Неглинку заключили в подземный тоннель. Земляные валы и рвы вокруг Кремля сравняли с землей, положив начало знаменитому сейчас Александровскому (а поначалу – Кремлевскому) саду (названному так в честь правящего императора). Преобразилась Красная площадь: снесли торговые лавки, закрывавшие вид на Кремль и собор Василия Блаженного; вместо старых Верхних торговых рядов построили новые, в классическом стиле, по проекту Осипа Бове (они были снесены в конце XIX века, уступив место нынешнему зданию, которое москвичи и гости столицы знают как ГУМ). А перед ними в 1817 году появился и первый в Москве памятник – Минину и Пожарскому...Отстраивали казенные здания, больницы и Большой театр; соорудили превосходное и по своим инженерным характеристикам уникальное в те годы здание «Манежа» (он стал памятником победе над Наполеоном).Но главным отличием этого этапа развития Москвы было создание так называемого образцового проектирования. Строительство многих домов и особняков осуществлялось по типовым проектам, в городе возводились однотипные казенные здания (пожарные части, полицейские дома и т. п.). Москва из большой, хаотически скомпонованной «деревни» превращалась в современный город.В целом же, как обмолвился один из героев литературной классики, рассуждая об облике Москвы, «пожар способствовал ей многим к украшенью...» Это признавали и современники, и те, кто родился уже в другую эпоху... Хотя приукрасившаяся и вздохнувшая с облегчением послепожарная Москва самой судьбой была обречена еще не на одну коренную перестройку. И никаких грандиозных пожаров для этого не потребовалось: время не только хранит, но и ломает.О том, как менялся наш город во второй половине XIX и ХХ веке, – в одном из следующих номеров...