«Гречневый синдром»: кто виноват и что делать?
Пару недель както даже не верилось, что крупа в магазинах не закончится вновь. Поэтому скупать ее кинулись все – и те, кому без каши никак, и те, кто ест ее пару раз в год. Пугал не столько дефицит – пугало полузабытое ощущение того, что в магазине может чего-то не быть.Но довольно быстро закрома покупателей заполнились до отказа, и все вернулось на круги своя – гречка на полках появилась окончательно. Вот только цены на нее и прочие ходовые товары изменились весьма заметно.Так кто же их меняет? И где те волшебные закрома, где-то по сусекам продукты скребут, а то вдруг гребут их фурами, грузовиками и прочей тяжелой техникой?Эти вопросы мы задали .– Цены действительно растут, но их рост вовсе не такой драматичный, как может показаться после чтения некоторых изданий и просмотра некоторых телепередач. Главное – продовольствия в Москве достаточно, нехватка продуктов нам не грозит, а рост цен в целом – умеренный.Возьмем данные за сентябрь. Самый большой рост – 62,3% – показала пресловутая гречка, но больше ни один продукт из числа социально значимых и близко к ней не приблизился. Хлеб в среднем подорожал менее чем на 2%, рис и вермишель, говядина и куриные окорочка – менее чем на 1%. Соль осталась в прежней цене. Лук и морковь даже подешевели – на 3,6% и 4,3% соответственно. Больше всего подорожали картофель и яйца – на 16,9 и 17,3%.Так что ситуацию с ценами я бы охарактеризовал так: продукты в целом дорожают, но умеренными темпами. А панические слухи о грозящем дефиците съестного, о едва ли не о костлявой руке голода – это не более чем «гречневый синдром».– Причин для роста цен на продовольствие несколько. Среди них есть как объективные, так и субъективные.Из числа первых – аномально жаркое лето. Из-за засухи в целом ряде регионов собрали значительно меньше зерна, картофеля и других культур, чем планировалось.Гибель сельхозкультур произошла приблизительно на 17% общих посевных площадей. А урожай ниже – цены выше.Еще один объективный фактор – общая инфляция. Повышаются цены на горючее, электроэнергию, стройматериалы и другие средства производства. Но есть и неприкрытое желание сыграть на этом, получить дополнительную прибыль. Недобросовестные поставщики, прикрываясь объективными факторами, попытались необоснованно взвинтить цены, искусственно создавая ажиотаж. Если называть вещи своими именами, то это не поставщики, а спекулянты.– Влиять на цены городские власти могут. Но влияние это не прямое, а косвенное. Директивное установление цен невозможно, управлять погодой мы не можем, устанавливать карточную систему нет необходимости, поскольку есть вполне рыночный способ борьбу с дефицитом и ростом цен: путем увеличения предложения товара.Для сглаживания колебаний потребительского рынка в Москве давно уже создан городской резервный фонд основных видов продовольствия, работают в близлежащих регионах московские агрохолдинги. Когда предложение товара на рынке сокращается или резко растут цены, из этого фонда выпускаются дополнительные объемы продовольствия, что позволяет сдерживать рост цен, избегать дефицита.Так, в начале сентября в целях сдерживания роста розничных цен на продукты для социально незащищенных слоев населения города и гарантированного обеспечения «социальных магазинов» – а их в Москве около 500 – было принято решение о выпуске из городского резервного продовольственного фонда 250 тонн сливочного масла, 460 тонн растительного масла, 500 тонн сахара, 300 тонн риса, 300 тонн макаронных изделий. Потому и цены на эти продукты выросли очень незначительно. О рисе и вермишели я уже сказал, цены на масло сливочное выросли на 1,7%, на подсолнечное – на 2,5%. Пресловутой гречкой Москва сегодня тоже обеспечена.Еще один способ предложить дополнительные объемы продовольствия – организация ярмарок выходного дня. В настоящее время в городе действуют более 120 таких ярмарок, причем более 40 из них работают в ежедневном режиме. Думаю, что эта форма торговли должна быть усовершенствована и использоваться гораздо шире.В частности, надо ограничить продажу непродовольственных товаров (не более 20%), не допускать на эти ярмарки перекупщиков, из-за которых цены бывают даже больше, чем в магазинах экономкласса. Наконец, надо увеличить количество ярмарок, а график работы большинства из них делать ежедневным.– Такие формы воздействия тоже есть, хотя их не так уж и много по сравнению с недавним прошлым.Активно работают в рамках своих полномочий органы Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры, Роспотребнадзора. В частности, по фактам ценового сговора возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении некоторых хлебозаводов. Но мне бы хотелось особо подчеркнуть такой очень важный фактор стабилизации цен, как общественный контроль.– Конечно, у нас рыночная экономика, и любой ценовой диктат незаконен.Но не все так однозначно, и роль общественности в деле стабилизации цен очень важна именно сегодня. Как известно, бизнес сейчас получил значительную свободу деятельности, а полномочия государственных контролирующих органов значительно сужены.Плановые проверки, например, могут проводиться не чаще, чем раз в три года, а внеплановые – только в особых случаях с санкции прокуратуры. А вот общественные организации, в частности общества защиты прав потребителей, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» могут осуществлять проверки без ограничения сроков. Кроме того, любой гражданин, придя в магазин, может зафиксировать цену, установленную на выставленный товар, поинтересоваться наличием сертификатов, узнать другую обязательную для раскрытия информацию. Исходя из этих возможностей общественности партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» реализует проект «Народный контроль».– Главной целью проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Народный контроль» является сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.Основные инструменты этого – общественный контроль и мониторинг цен в предприятиях розничной торговли, в первую очередь в сетевых магазинах, информирование органов ФАС и прокуратуры в случае выявления разного рода нарушений. Во всех округах и районах города созданы мобильные группы народных контролеров, которые проводят проверки магазинов, фиксируют цены, а если обнаруживаются факты их необоснованного повышения, или другие нарушения прав потребителя, составляются акты. Они передаются в прокуратуру и «антимонопольщикам», служат основой для подготовки судебных исков. В этой работе партийным активистам помогают официальные партнеры – молодогвардейцы, члены Объединения потребителей России, ряда других общественных организаций.И такая помощь очень важна – ведь в Москве одних только стационарных предприятий розничной торговли насчитывается более 20 тысяч, и все их охватить регулярным мониторингом без помощи общественности просто невозможно.