Замухрышка снимает маску
Нина Чусова когда-то играла в провинции Нину Заречную, потом окончила режиссерский факультет РАТИ и за полтора года выпустила в столице три спектакля: «Шинель», «Гедду Габлер» и теперь «Героя», полных витальной энергии. «Герой» – спектакль о чужаке, попавшем в тихую заводь деревеньки, агрессивной и косной. «Герой», забитый парнишка, который, в сердцах хватив отца по голове, прячется от полиции, уверенный, что стал отцеубийцей. Бойкая невеста бросает ради него богатого труса-жениха. Спелая вдова готова бороться с ней за «героя» всерьез.Вечно пьяный отец невесты рад, что дочка нашла себе настоящего орла. От всеобщей любви замухрышка расцветает, влюбляется и становится первым парнем на деревне. Да только отец «героя» оказывается жив, а вот как раз этого бедняге-«герою» простить уже не могут, как и попытки повторить свое «преступление» – уже реально. А невеста остается рядом с постылым женихом, отравленная мечтой о настоящем герое.Обилие гэгов позволяет сравнить «Героя» с качественной клоунадой, которую судят по самому честному критерию – смеху зрителей. А смеются здесь часто. Грим у героев «Героя» доведен до консистенции маски: ягодки румянца у невесты, пастель увядания у вдовы, помидорная сочность у жениха, сизая синева у пропойцы-отца. И только главный герой Кристофер Мэхоун (Павел Деревянко) быстро избавляется от маски бледного изгоя.Любовь пробуждает в нем отвагу, жестокое разочарование в людях – ум. Сквозь маску дурачка постепенно проступает лицо человека, узнавшего цену жизни, ее ласкам и ударам. И наблюдать за этой трансформацией безумно интересно.А режиссер Николай Рощин обратился к маске в чистом виде – к итальянской комедии масок, ее главному протагонисту Карло Гоцци и его сумрачной фьябе (сказке) «Король-олень».Персонаж в маске не меняется, его характер статичен, но Карло Гоцци проделал с любимым жанром хитрую операцию. Благодаря волшебному заклинанию в тело молодого короля вселяется душа злого министра Тартальи, а королевская душа оказывается в скрюченном теле старика – именно таким его должна принять любимая жена.Поставив каверзный вопрос – что же мы на самом деле любим: душу или тело, – Гоцци в сказке, разумеется, ответил в пользу души. Молодая жена продолжает любить в старике благородную душу короля, а злодея ждет наказание.Для продвинутой публики, побывавшей в театральную Олимпиаду на изумительном «Арлекине» Стрелера, этот «Король-олень» может показаться наивным. Но привести на этот спектакль – несложный, но искренний – ребенка настоятельно советую. Чтобы он замер от завораживающей красоты леса, населенного печальными оленями, ехидными медведями, мудрыми попугаями (художница Ольга Шагалина). Застыл от страха за хрупких влюбленных девчонок Анджелу (Наталья Волошина) и Клариче (Олеся Яковлева).Поболел за победу короля Дерамо (Иван Волков). И даже пожалел подлого Тарталью (Михаил Полицеймако), которого в финале изуродовали в исправительных целях, — «милость к падшим» Николаю Рощину вызвать удалось.