А не сходить ли нам в музей!
МОСКВУ начала прошлого века трудно назвать «музейным городом». Хотя, впрочем, и сегодняшняя Москва такого звания вряд ли достойна. Ведь практически в любой мало-мальски уважающей себя европейской столице (да и маленьком городе) с музеями дела обстоят гораздо лучше...Хотя и сто лет назад возможность «с пользой провести время» у москвичей, несомненно, была. Да и многие музеи, кажущиеся нам с вами принадлежностью если не XXI, то уж, во всяком случае, второй половины ХХ века, в тогдашней Москве работали не первый год. И работали весьма исправно.Большинство крупных музеев Москвы формировалось на основе коллекций (и стараниями ученых) Московского университета. Такими были: Императорский Исторический музей, Музей изящных искусств имени Александра III, Зоологический, Антропологический, Геологический, Географический и некоторые другие музеи и «кабинеты» Университета. Некоторые музеи образовались на основе коллекций других высших учебных заведений Москвы: Дарвиновский музей при Высших женских курсах, Музей художественных тканей при Московском текстильном институте, Почвенно-агрономический при Сельскохозяйственной академии и др. Но и в судьбе этих музеев город нередко играл благородную роль.Первым городским музеем, созданным благодаря стараниям московских властей, стал Политехнический музей, или Музей прикладных знаний, созданный на основе грандиозной Политехнической выставки 1872 года. Выставка эта была своеобразным «московским вкладом» в празднование 200-летия со дня рождения Петра I. Сановному Петербургу – парады и костюмированные балы, а Москве – возможность показать достижения отечественной промышленности. Музей был создан по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, а также нескольких профессоров Московского университета.В первые годы жизни Политехнический нашел приют в арендованном помещении, но Московская дума не только передала под строительство специального здания участок земли непосредственно за Ильинскими воротами Китай-города (вблизи Лубянской площади, где поначалу предполагалось строительство нового здания самой Думы), но и ассигновала на строительство 500 тысяч рублей. Правда, строился музей долго – больше 30 лет, в три этапа, по проектам разных архитекторов. А потому и три составляющих его здания разительно отличаются одно от другого. Но в итоге Москва все-таки обрела один из первых в мире музеев такого типа и такого масштаба!Бесплатно выделила Московская городская дума и землю бывшего Колымажного двора под строительство задуманного еще в первой половине XIX века Музея изящных искусств. Он зародился в 1880-х годах в недрах все того же Московского университета.На рубеже веков отцом всем нам известного проекта стал профессор Университета И. В. Цветаев (отец Марины Цветаевой), а настоящим донором – выпускник Московского университета, крупный промышленник, меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев, вложивший в строительство более двух миллионов рублей. Результатом этих трудов стало появление такого привычного, но от этого не менее величественного здания на Волхонке. А городскими музеями были в основном музеи и собрания, подаренные городу.Сегодня многие художники предпочитают получать от города помещения для создания там экспозиций (во многом состоящих из собственных творений). А вот в XIX–XX веках у собирателей и меценатов было принято вначале сформировать своими трудами и капиталами что-то путное, а потом завещать (а то и дарить при жизни) все это родному городу или какому-то научному обществу...Самым знаменитым и значительным даром Москве стала, безусловно, уникальная коллекция живописи, собранная П. М. Третьяковым, и коллекция его брата С. М. Третьякова, бывшего городского головы. Через два года можно будет с достоинством отметить 120-летие со дня передачи Москве этого бесценного дара. Хотя сегодняшняя Третьяковка (и по масштабам, и по принципу формирования коллекций) – это уже не совсем то, что собрали и завещали городу братья Третьяковы. Но это уже, как говорится, совсем другая история...Любопытным музеем стал основанный в 1896 году (на базе московского павильона Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде) Музей московского городского хозяйства. Родившийся в Леонтьевском переулке, он потом много лет кочевал по Москве.Несколько лет располагался в одной из Крестовских водонапорных башен, снесенных перед войной (у сегодняшней станции метро «Рижская»), потом – в Сухаревой башне, снесенной в 1934 году; потом – в древнем здании церкви близ Лубянской площади... Сегодня его имя знакомо каждому из нас – это Музей истории и реконструкции Москвы.Были в Москве и частные картинные галереи, музеи, открытые для всех желающих. А были и музеи, названия которых сегодня покажутся нам немного смешными: Антиалкогольный музей в Нижне-Кисловском переулке (не мешало бы его возродить – тема-то весьма актуальна!), Музей детского творчества при Учительском доме на Малой Ордынке, Частная антисанитарная коллекция доктора М. Помяловского на Второй Мещанской...Сколько музеев (и каких) нужно такому городу, как Москва? Во всяком случае, гораздо больше, чем существовало в начале ХХ века, и намного больше, чем существует теперь. Может быть, деньги, вложенные в музейное дело, и не окупаются так быстро, как пропущенные через прилавки торговых центров, но они «работают на века», давая нам возможность сохранить свое прошлое и сформировать у москвичей то трепетное чувство, которое и называется чувством родины.А разве это не достойное вложение капитала для сегодняшних законодателей и Нечаевых-Мальцевых?