Сорок сороков Татьяны Мавриной

Развлечения

Не фотографировала — рисовала; не добивалась скрупулезной точности в деталях, но удивительно точно передавала самый дух Москвы. Акварели Мавриной словно прикрыты полупрозрачной вуалью, которая на самом деле ничего не скрывает, напротив, — подчеркивает волшебное обаяние нашего города.Татьяна Маврина рисовала то, что могло исчезнуть, — и под бомбежками во время войны, и по велению власти. Она день за днем, месяц за месяцем, год за годом ходила по городу и рисовала церкви, улочки, площади, особняки... Рисовала украдкой, иногда ухитряясь делать наброски «вслепую», не вынимая руки из кармана, а иногда рисовала «глазами», чтобы потом, дома, воспроизвести увиденное на листе серо-голубой бумаги. Приходилось таиться: в то время ее запросто могли принять за немецкую шпионку... Позже Татьяне Алексеевне была выдана соответствующая бумага, подписанная заместителем коменданта города полковником Гребенщиковым и дающая «право зарисовок в пределах г. Москвы».Этот пожелтевший от времени листок с лиловым штампом можно увидеть в витрине на выставке. Рядом с ним — бумаги из архива Татьяны Мавриной. А со стен... со стен улыбаются герои народных сказок и сказок Пушкина. Это тоже было призванием Татьяны Алексеевны, выпускницы знаменитого ВХУТЕМАСа, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии, единственного в нашей стране художника, обладателя золотой медали Международной премии Ганса Христиана Андерсена. Они очень яркие, эти рисунки, и очень простые, но это та простота, в которой собран весь опыт народных живописцев из Городца, Гжели... Ничего лишнего, надуманного, вычурного, потому и трогает сердце. Спросите детей — их не обманешь.Открытие выставки совпало с выходом в свет альбома Татьяны Мавриной «Москва: Сорок сороков. Работы военных лет», над которым художницаработала до последних дней своей жизни.Умерла Татьяна Алексеевна в 1996 году, не дожив несколько месяцев до своего 96-летия. По счастью, с ее кончиной идея выпустить такую книгу не была забыта. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы осуществил ее мечту. И было бы хорошо, если этот альбом станет настольной книгой для каждого архитектора (может, так и задумано?), создающего или воссоздающего ныне облик нашего города. Чтобы помнили они, как бережно, с каким почтением следует относиться к Москве. Она у нас одна.

amp-next-page separator