Музы танцуют на потолке
В БОЛЬШОМ театре завершена реставрация исторического плафона «Аполлон и музы».Эта живописная композиция на потолке зрительного зала – такой же символ театра, как и бронзовая квадрига над его колоннадой.Аполлон и летящий хоровод муз, покровительниц разных видов искусства, были написаны в центре потолка над главной люстрой по замыслу архитектора Альберта Кавоса, который восстановил здание театра после страшного пожара 1853 года. Живопись была выполнена под руководством академика Алексея Титова в стиле великих итальянцев Тинторетто и Тьеполо, авторов расписных потолков лучших дворцов Европы.Теперь замыслу Кавоса дали вторую жизнь мастера, руководимые художником-реставратором высшей квалификации Михаилом Чистяковым со стажем работы в 35 лет. Качество реставрации высоко оценила специальная комиссия представителей Минкультуры, Росохранкультуры и Москомнаследия.А в ближайшие дни результаты работ в Большом театре начнет оценивать комиссия ЮНЕСКО. Оценки международных экспертов, по мнению первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, будут очень строгими. Но он уверен, «найти какие-либо дефекты реставрации будет так же трудно, как иголку в стоге сена, поскольку их просто нет».Плафон интересен не только как прекрасная часть интерьера, но и как оригинальное произведение монументальной живописи. Алексей Титов с некоторой вольностью подошел к древнегреческой мифологии. В десяти секторах композиции он вслед за Аполлоном разместил 8 канонических муз, а вместо девятой музы священных гимнов – Полигимнии – поместил музу живописи с палитрой и кистью в руках.Весь хоровод сегодня в первозданном виде: Аполлон с золотой кифарой, муза поэзии Каллиопа с флейтой, муза лирики Евтерпа с книгой и флейтой, муза любовных песен Эрато с лирой, муза трагедии Мельпомена с мечом, комедии Талия с маской, танцев Терпсихора с бубном, муза истории Клио с папирусом, муза астрономии Урания с глобусом…[b]Проект, забытый к счастью[/b]За 150 лет живописная композиция, наклеенная на деревянную акустическую деку, многократно приходила в плачевное состояние из-за копоти свечей, потом газовых рожков главной люстры, из-за влажности и перепадов температур. Вентиляционное отверстие в центре потолка создавало неблагоприятную зону для живописи. Она реставрировалась не менее 6 раз.Могла и вовсе исчезнуть, когда в 1940 году ее решили заменить другой – «Апофеоз искусств народов СССР». В объявленном тогда конкурсе участвовали крупнейшие мастера монументальной живописи Лансере, Фаворский, Вильямс, другие знаковые фигуры. Часть эскизов сохранилась в музее Большого театра.По мнению директора музея Лидии Хариной, одни эскизы напоминают потолки станции метро «Маяковская», другие – фонтан «Дружба народов» на ВДНХ. Есть изображение с пятиконечной звездой в центре, предложенное известным театральным художником Федором Федоровским. Но, к счастью, новый проект, несмотря на все его очевидные политические достоинства, не был реализован. Началась война, и власти от него отказались.Зато дух классического театра оперы и балета был сохранен и исторический плафон остался таким, каким был.– Восстанавливать живопись на потолке, – поделился с «ВМ» руководитель реставраторов Михаил Чистяков, – это не только тонкое искусство, но и тяжелая физическая работа.Одно дело писать за мольбертом, совсем другое – работать, подняв голову и руки. Накапливается усталость – невозможно, хотя бы на короткое время, не расслабиться. А мы работали по 10 часов в сутки. Представляем, как зимой 1941–1942 годов здесь на лесах трудились выдающиеся реставраторы Павел Корин и Сергей Чураков.При бомбардировках им по нескольку раз приходилось спускаться в подвал и опять подниматься вверх. Такой сложный путь заменял им зарядку. В тех трудных условиях они расчистили и спасли первоначальную живопись.В последний раз плафон реставрировали в 1975 году. За более чем 30 лет он сильно обветшал, холст пошел волнами, куски его были приклеены папиросной бумагой.– Мы год изучали состояние живописи, – рассказал нам Чистяков, – а потом 9 месяцев ее восстанавливали сантиметр за сантиметром, возобновляли утраченные фрагменты, заодно ликвидировали трещины в деке, между прочим, в некоторые свободно проходила рука.Реставрированные изображения покрыли несколькими слоями защитного лака, а для придания холсту влагостойкости нанесли финишный слой с добавлением воска.– И надолго это?– На 50–70 лет. Такой срок можно гарантировать, потому что в театре теперь создан оптимальный температурно-влажностный режим. Историческое здание пережило все стадии технического прогресса. Сначала было печное отопление, потом паровое, после революции не хватало дров, в годы войны – угля. А ныне театр оснащен самыми современными системами кондиционирования, он стал, как сейчас говорят, умным зданием.