Тайный знак
В ПРОКАТ вышел фильм Мэрилин Агрело «Тайный знак» о чокнутой меланхоличной учительнице математики и чокнутом бодром учителе биологии. Есть еще чокнутый папа и чокнутая мама.Начинается все с детской сказочки, которую рассказывает папа своей дочке Моне про некое королевство, где никто никогда не умирал и скопилось такое количество людей, что королю пришлось объявить: каждая семья должна пожертвовать одним членом и отправить его к палачу.Только семья пекаря отказалась исполнять указ. Каждый отрезал у себя по одной части тела и отправил в общую копилку жертв. Ведь сумма частей равна целому. Милая детская сказка, не правда ли? Впрочем, папа скоро сойдет с ума, а Мона «сойдет с ума» на цифрах. В трудные минуты жизни она будет стучать кулачком по дереву, и из-под кулачка будут сыпаться циферки. Цифры осыпаются и с деревьев, и с циферблата часов, а сосед мистер Джон носит на шее брелки из чисел – чем лучше у него настроение, тем больше число. Потом Мона станет учительницей, и ее зависимость от цифр будет хоть как-то оправданна.«Тайный знак» – фильм, который (если следовать арифметическим аналогиям) делится надвое. С одной стороны – тихая провинциальная мелодрама. С другой – детская страшилка. Страшилка оплетает мелодраму, как лиана ствол дерева, не давая той скатиться до банальной истории и придавая происходящему какой-то жутковатый инфернальный смысл.Мона покупает топор, нежно прижимает к груди, несет в класс, оклеивает веселенькой бумажкой и вешает на стену вместо семерки. Топор в конце концов вонзится ей в ногу.Малолетние ученики мучают друг друга, скандалят из-за того, что страшнее – кровавое убийство или война, – и до крови бьются головой о стеклянную дверь. Учитель биологии – большой экспериментатор – заставляет детей изображать больных раком и дифтеритом, чтобы они поняли, каковы симптомы. Мир полон странностей и крайне неприятен. Странности эти носят характер тихий, бытовой, совершенно обыденный, и самое странное во всем этом – сама Мона с неподвижным затравленным взглядом.Неживой мир цифр рушится, потому что в него вторгается жизнь. Жизнь оказывается довольно страшна и, в отличие от дважды два, неоднозначна. Все так, но сколько бы авторы фильма ни пытались втиснуть свою историю в эти нехитрые постулаты, то, что они сделали, выпадает из рамок прописных истин. Видимо, сами того не заметив, они сочинили рассказ о том, как каждый день, каждый час каждый преступает меру дозволенного. И что этой меры, быть может, вовсе нет. Во всяком случае, границы между можно и нельзя, хорошо и плохо, нормально и странно очень размыты.