Инновации Игоря Бутмана и «Биг бэнда»

Общество

СВИНГ ИЛИ НЕ СВИНГ? Вчера поздним вечером «золотой саксофон России» дал в ресторане столичной гостиницы «Уланская» ну очень необыкновенный концерт, который продлился далеко за полночь. В принципе, я давно подозревала, что «Ну, погоди!» и «Бременские музыканты» (вернее, саундтреки к этим любимым советским мультикам) – это насквозь «джазовая песня». Каюсь, прошлым летом после традиционного ежегодного фестиваля джаза в саду «Эрмитаж» мне грешным делом захотелось самой наиграть кой-какую джазовую вариацию на своем стареньком, но благородном домашнем пианино. Но, увы, ничего, кроме знаменитого «пара-па-папа-пара» из запева к «Бременским», на ум не приходило! Возмутившись самой возможности такого сочетания – благородный, возвышающий душу свинг и какие-то там мультяшки, – я в негодовании на собственное кощунство решительно хлопнула тогда крышкой фортепиано. И, как оказалось, очень зря. Игорь Бутман со своим знаменитым на весь мир «Биг бэндом» в последнее время сделал буквально аналогичное: переложил в стиле джазовых интерпретаций музыку из известных советских мультфильмов – «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Колыбельная» (про непоседливого мишку Умку, который «глупышка, не спит») – и некоторый других мультиков. Получилось, я вам доложу, нечто! Надо сказать, что «джазовостью» советских мульт-саундтреков вдохновился не только он. Не далее как нынешним летом вместе с Игорем Бутманом, а также с нашими Черепашкой, Львенком, «Чунга-Чангой» и «Прекрасным далеко» от всей пылкой музыкальной души свинговали известные джазовые американские маэстро: пианист Чик Кориа, контрабасист Джон Патитуччи, барабанщик Джек Деджонетт, трубач Рэнди Брекер и прочие светила заокеанской джазовой сцены. Вместе с Бутманом они записали целый джаз-диск под названием «Magik Land» («Магическая земля») – имея, скорее всего, в виду, что только в этой магической России, которую умом так и не понять, способны создавать мультсаундтреки, из которых получается… чистейший джазовый свинг высшей пробы! А в России этот диск (записанный с «Биг бэндом» Бутмана) называется «Веселые истории». На вчерашнем концерте, впрочем, слышалось не только безудержное свинговое веселье, которое в 30-е годы прошлого века , согласно историческим сводкам, серьезно помогло поднять Америку из экономических руин во времена Великой депрессии. В композициях Бутмана можно было угадать характерные для «русского свинга» более спокойные рассудительные интонации – почти на тему «Кто виноват?» и «Что делать?» Например, чтото очень глубокомысленное о сне, где странные и увлекательные глюки перемежаются отрывками из детски взрослых воспоминаний, встреч, разговоров… Не случайно под композицию «Колыбельная», где присутствовали именно этипронзительные ностальгические интонации, большая и серьезная компания олигархического вида представителей сильного пола за соседним столиком завела оч. принципиальный разговор о настоящей мужской дружбе… Вечеринка не была лишена, впрочем, и столь характерных для Бутмана юмористических интонаций, всегда так созвучных хорошему джазу. Например, первая композиция называлась, ни больше ни меньше, – «Блюз центрального административного округа». Причем питерского центрального, как уточнил сам Бутман. Ретроинтонации старых добрых 80-х звучали в композиции «Самба» – но опять же не без самоиронии. Бутман объявил, что сначала эта пьеса была написана «в быстром свинге», но знакомый американский джазовый авторитет посоветовал сменить ритм – «чтобы лучше танцевалось»… Однако же при этом танцпол ресторации был парадоксально пуст на протяжении всего концерта! Таковы они, видимо, «особенности национального свинга» – двигающиеся на танцполе парочки – кайфующие в медленном трансе или же отрывающиеся по полной – вполне органично замещаются у нас глубокомысленными меломанами, томно потягивающими мартини за своими столиками после напряженного рабочего дня… Что ж, всякому овощу, как говорится, – своя «расслабуха»

amp-next-page separator