На фестивале Берлинале очередной скандал

Развлечения

На фестивале – очередной скандал. Международное жюри «похудело» на два члена. Французская актриса Сандрин Боннэр и датский режиссер и сценарист Сюзанна Байер отказались от своей почетной миссии. Боннэр – вроде бы по очень личным причинам – так загадочно объяснил директор Кослик. Байер – вообще непонятно почему. Может, решила поберечь свою нервную систему? А что? Первые ленты Берлинале – испытание не для слабонервных. В китайском фильме «Доверяя любви» бывшие супруги, спасая общего ребенка, заболевшего лейкемией, вынуждены срочно сделать ему братика, чтобы взять у того кое-какой биологический материал для трансплантации. История, задуманная как драма в среде китайского нового мидлкласса, загадочным образом превратилась в скучнейшую дидактику с натуралистичными подробностями вроде добычи героем детородной жидкости… Ее один несчастный ребенок предстал в картине Пола Томаса Андерсона – «И будет кровь» (в нашем прокате – «Нефть»). Снова жертва – на этот раз алчности и черствости («ВМ» уже писала об этом фильме). Воплощение зла тут мистер Плейнвью, которого блестяще сыграл Дэниэл Дэй-Льюис – пока первый претендент на «Золотого медведя». Кстати, актер прибыл на премьеру ярко и экзотично одетым и оказался, к восторгу фанов, совсем не мизантропом. На пресс-конференции охотно объяснял, что вовсе не похож на своего героя, что фильм хотели сначала назвать «Возможно, будет кровь» и весьма критиковал архиепископа Кентерберийского. В финско-немецкой ленте «Черный лед» (режиссер Петри Котвица) перед нами вариации истории любви и предательства в духе Ингмара Бергмана. Но это только на первый, обманчивый взгляд. Героиня, по профессии акушер-гинеколог, обнаруживает в свой день рождения в мужнином футляре от гитары запрятанные презервативы. Это открытие ее очень далеко заведет. Все углы этого любовного треугольника будут больно колоться – и в конце концов разбитая ваза не будет склеена. Тем не менее ребенок от неверного мужа-архитектора после некоторых колебаний будет все-таки произведен на свет его подружкой-студенткой, но – при помощи жены. Последняя, заметим, не постесняется в порыве ревности проверить лично все прелести разлучницы, а заодно научиться у нее приемам каратэ и получить желтый пояс. К финалу фильм теряет весь свой смысл и энергетический потенциал, скатываясь до банальной мелодрамы. В испанской картине «Озеро Тахо» – напротив, желание Фернандо Эймбке рассказать в общем–то бытовую историю встречи 16-летнего Хуана (Катано) со смертью (в данном случае – его отца) перерастает в некое абсурдное формотворчество. Так, основной прием авторов тут – неподвижная камера и черный экран, который регулярно возникает перед зрителями. Невыносимо длинные планы ободранных трущоб, в которых обитают главные герои – Хуан и Дэвид, неприкаянные и непонятые близкими подростки, способны выдержать немногие эстеты. Словом, смотреть почти невозможно – фильм по-настоящему фестивальный. Шутка. В «Джулии» Эрика Зонга роль патологичной лгуньи и алкоголички, ворующей чужого ребенка и пытающейся на этом заработать, отчаянно, не жалея себя, не стесняясь своего слегка увядшего тела, сыграла рыжая Тильда Свинтон. Причем настолько достоверно, что режиссер уверяет, что в жизни у Тильды проблем с алкоголем нет – но есть очень похожие на героиню знакомые девушки. – Я совершенно безнадежна в области питья, – сказала корреспонденту «ВМ» Тильда Свинтон, – Я не могу пить – сразу же засыпаю. Но готовясь к роли, я ходила с фляжкой в руках. Хотя вообще-то это не такая уж сложная роль в психологическом плане – просто одевайся и вперед, играй! Похоже, что Тильда Свинтон – главная претендентка на «Золотого медведя» среди актрис – во всяком случае, пока. Но тема несчастных детей, ставших жертвами демонических взрослых, на этом не закрылась. В картине Дамина Харриса «Ночные сады» исследуется тема актуальная, зловещая и страшная – сексуальное насилие против детей. Героиню похищают в раннем детстве и отправляют в чудовищный мир извращенцев. Лишь дружба с таким же несчастным малышом-негритенком спасает ее психику от разрушения. Во взрослом возрасте девушку играет блондинка Джуллиан Якобс – точно и скупо. После просмотра угнетенные увиденным журналисты не смогли даже аплодировать авторам картины, взрослых «героев» которой хочется расстрелять без суда и следствия. Похоже, детская слезинка Достоевского в ХХI веке превратилась в огромный водопад – ведь фильм Дамиана Харрса снят на основе реальных документальных историй жертв порноиндустрии, которые он собирал много лет. Все эти экранные ужасы, надо сказать, весьма контрастируют с праздничной атмосферой Берлинале, на котором в общей сложности за десять дней будет показано около четырехсот фильмов, выпито гектолитры кофе и вина, съедены тонны мяса. А уж сколько будет продано товара на кинорынке, который бурлит неподалеку в Мартин-Гропиус-Бау… От наших там – и «12», и «1612», и «Код Апокалипсиса», и даже некий «Антисекс»… На фоне актуальных конкурсных лент эта старомодность даже вдруг приятна.

amp-next-page separator