Войнович «раскусил» Солженицына
Миф о диссидентстве и одиозная фигура Александра Солженицына не дают успокоиться Войновичу уже давно. Все началось еще 15 лет назад, когда Войнович опубликовал роман «Москва 2042». Тогда многие (да и сам Солженицын) обиделись на автора за его откровенное высмеивание любви россиян к идолопоклонству. Войновича обвинили в недостатке смелости, ведь он не говорил о Солженицыне напрямую, а просто приписывал его черты главному герою. Теперь для Войновича пришло время рассказать «всю правду» о Солженицыне. «В книге я пишу о том, кем был человек, игравший огромную роль в русской истории – и в моей жизни тоже, – о том, как я постепенно понимал, что это за человек на самом деле», – говорит Войнович.«Портрет на фоне мифа» – попытка вылечить общество от маниакальной потребности в мессианстве. Владимир Войнович утверждает, что знаменитая повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича» оказалась не началом, а вершиной творчества Солженицына. Преследование властей создало писателю образ «совести нации». Малейшая критика в его адрес воспринималась «прогрессивной общественностью» с подозрением, что возвело Солженицына в ранг неприкасаемого диссидента. В то время Войнович и сам поддался соблазну сотворения кумира, о чем сегодня говорит с сожалением, – «Преклонение человека перед личностью… политическим устройством бывает столь активным, что превращается в род душевного заболевания, которое я называю идолофренией, или в данном случае – солжефренией».Войнович не скрывает, что фигура Солженицына его откровенно раздражает. Люди ставили Солженицына очень высоко, но он ставил себя еще выше. Писатель не только принял навязанный образ спасителя, но и стал активно подогревать общественный интерес, играя на национальном чувстве обездоленности времен перестройки. Возвращение Солженицына на родину нация ждала в истерии, и книга «Как нам обустроить Россию» разошлась на прилавках за несколько дней. По мнению Войновича, умный человек и совестливый писатель просто не должен поучать людей, как жить. Он должен помогать жить. Солженицын много крови потерял в борьбе с режимом и культом личности, но со временем не заметил, как оказался на месте своих противников. «Я где-то прочитал, что он (Солженицын) ставит право государства на защиту безопасности граждан выше прав личности. Но разве советская власть не так же мотивировала свои «благие дела»?» – этот вопрос Войнович адресует своим читателям.