Пираньева победа
Все мы – жертвы нашего кино и его сбитых набекрень ценностных ориентиров. Будь «Охота на пиранью» снята в США, хоть бы даже и с их звездами, реакция была бы вялой: ну и что, видали мы перевидали ваш экшен. Джеймс Бонд надоел, последние бойскауты вышли на почетную пенсию. У нас все иначе, и «9 рота» кажется глотком свежего воздуха, а «Охота на пиранью», снятая по роману главного трэш-мейкера отечественной беллетристики Александра Бушкова, – и вовсе откровением.Хотя бы по одной простой причине. Это первый новорусский блокбастер, призванный стать всенародным хитом и не объясняющий разнесчастному зрителю, где границы добра и зла, как жить не по лжи и, наконец, что такое истина. В отличие от первого и второго «Брата», первого и второго «Бумера», первого и второго «Дозора», «Жести», «Антикиллера», далее по списку. Что говорить, когда даже телевидение, такое раздолбайское и нелепое, взялось за ум и экранизирует Булгакова, Солженицына, Пастернака, страшно сказать – Достоевского. Куда деваться тем, кто не хочет думать у экрана, кому охота развлечься, посмеяться, охнуть иной раз от неожиданности? Свидетельствую: «Охота на пиранью» – первый российский фильм за долгое время, с показа которого зрители-профессионалы выходили не с серыми, напряженными, изнуренными лицами. Они выходили улыбаясь. И улыбки значили больше, чем все критические стрелы, которые выпустят журналисты в эту, в сущности, нетрудную мишень.Владимир Машков и Евгений Миронов не побоялись контрастного душа и после выспреннего «Идиотского» марафона поменяли амплуа. Машков из демонического купца превратился в неколебимого супермена, а Миронов из блаженненького князька – в безбашенного негодяя, которого в первых же кадрах фильма лишают отца родного и заодно остатков совести: он решает мстить всему миру. Черное и Белое в интерпретации двух, как ни крути, самых ярких современных российских артистов так же однозначны и утешительно плоски, как чернявый имидж героя-Машкова и блондинистая прическа злодея-Миронова. Два былинных архетипа дополнены неизбежным третьим: русская красавица (так и тянет оба эти слова написать с больших букв, но удержимся от искушения) и по совместительству химик-взрывник в исполнении Светланы Антоновой – мощный дебют молодой актрисы, ничуть не уступающий работам двух ее именитых партнеров.Ее косу до пояса отважный капитан Мазур (он же Машков) отрежет на тетиву для лука – вот такими простенькими средствами, в духе полузабытой «Первой крови», будет он справляться с врагами, оснащенными не только автоматами, но и секретным оружием массового уничтожения. Количество бреда на минуту экранного действия в фильме опасно зашкаливает. Начинается этот процесс, когда герои, поехавшие в сибирские глубины для подрыва затопленного еще в советские времена спецобъекта, вдруг проваливаются в совсем неожиданный мир (М.Бахтин сказал бы «хронотоп»): тут егеря с плетками и бабы с коромыслами, кажется, ничего не слышали не то что о сверхзвуковых самолетах или средствах спутниковой связи, но даже об изобретении электричества. Эдакий гибрид «Тихого Дона» с «Угрюм-рекой».Следом за холопами является барин по имени Прохор Петрович (на презентации фильма интеллигентный Миронов, недавно сыгравший Иудушку Головлева, а в более давние времена – Ивана Карамазова, трогательно оговорился, назвав своего героя Порфирием Петровичем). Этот отморозок – так он сам себя с удовольствием называет – устраивает охоту на отловленных в тайге людей. Тут и безобидные туристы, и беглый зэк (его сыграл харизматичный Сергей Гармаш: считать это комплиментом или нет, но подобные роли ему к лицу), и Мазур с гарной дивчиной-химиком. В какой-то момент герой вспоминает, что бегать ему не подобает, и принимается за то, что с характерной скромностью определяет при помощи идиомы «спасать мир». И – пошло-поехало. Апофеоза процесс «спасения» достигает в тот момент, когда Мазур фактически голыми руками, бурча под нос песенку Исаака Дунаевского, заваливает целую армию противников. И огонь отражается в темных зрачках Машкова, приговаривающего по поводу и без «Ну, это нормально» (ничего нормального в фильме, к счастью, нет).Радости, которые испытывает зритель этого стремительного и уморительно смешного фильма, по правде говоря, чисто детские. Тем они сильнее. Наверное, этого и добивались авторы: во всяком случае, смотря на лицо продюсера Валерия Тодоровского, который в свои сорок с хвостиком выглядит ребенком, трудно было усомниться в его искренней радости по поводу удавшегося проекта.Собственно, серьезный минус у фильма всего один: хоть Миронов постоянно поминает всуе джунгли, а Машков с Антоновой плавают под водой, на экране не появляется ни одной пираньи.