Маркизы и рабыни
Рижская труппа – с традициями и славной историей. Не забудем, что три великих танцовщика XX века, сделавших блистательную карьеру в Большом, Мариинке и на Западе – Михаил Барышников, Александр Годунов и Марис Лиепа, – выпускники рижской балетной школы.Сегодня в репертуаре театра не только классика, но и постановки современных хореографов, среди которых особенно популярны «Светлый ручей» Алексея Ратманского и «Золушка» Раду Поклитару. К сожалению, для открытия гастролей латыши выбрали не скандальную и очень эмоциональную «Золушку», а мировую премьеру этого года – «Опасные связи» на музыку Артурса Маскатса и в хореографии поляка из Нидерландов Кшиштофа Пастора.Конечно, это прошлый век: на фоне скудного декора иллюстрируется одноименный бестселлер Шодерло де Лакло с помощью классических па. Схематично изложен сюжет. В его основе – любовный треугольник, в котором виконт де Вальмон (Алексей Овечкин) фатально мечется между коварной порочностью маркизы де Мертей (Эльза Леймане) и благочестием мадам де Турвель (Юлия Гурвич). В интригу вклинивается и шевалье Дансени – темноволосый, с бледным лицом Шарля Жюда, танцовщик Сергей Нейкшин. Главные герои козыряют крепкой техникой и балетными штампами. Сама труппа танцует с воодушевлением, мельтеша белыми паричками и делая ручками барочные завитушки.В прошлом прекрасный танцовщик, а ныне худрук балета Айварс Лейманис не перестает создавать новые редакции классики. В его версии (по мотивам Мариуса Петипа) москвичам был показан старинный «Корсар». Хореограф свел до минимума мелодраматизм, убрал эдемные миражи, введя реалистичный гарем, купировал партию Маленького корсара, но усилил разбойничью тему, придав спектаклю ритм и динамику.Ну, а танцы льются как из рога изобилия. Мужчины танцуют с оголенными торсами, а женские ножки, как в парандже, сокрыты шароварами. Пачечного великолепия истовый балетоман тут не дождется! Партию Гюльнары технично исполнилаЭльза Леймане, откровенно претендующая на лавры «первой леди» гарема. Юлия Гурвич в роли Медоры в каком-то ужасном гриме и с неуложенной прической нарочито форсила виртуозными вращениями. Отличились партнеры: стройный Алексей Овечкин откровенно изображал порочного Раба, а артистичный Раймонд Мартынов с самурайским пучком волос на голове выглядел истинным мачо в партиях Работорговца и Конрада.Однако в балете не хватило некоего ироничного взгляда на всю эту историю – уж больно серьезно тут усыпляли дурманящим порошком, подсыпанным в цветок, герои падали окровавленными замертво, подвергались разоблачениям и пугались шторма. Но молодежь, сидящая в зале, резюмировала: «Ничего не понятно, зато прикольно!»