Сокурова забыли, Бурляева прокатили

Развлечения

В кисловодской филармонии торжественно открылся ХVI Международный кинофорум «Золотой витязь». Гостей и участников на ставропольской земле ожидало немало сюрпризов. Причем не очень приятных.Только в аэропорту московские журналисты узнали, что жить будут не в новом спа-санатории Кисловодска, а в гостинице Пятигорска. Причина – в кисловодском санатории не закончили ремонт. Говорят, в ночь накануне открытия власти судорожно решали, куда поместить москвичей.Это оказалось не так просто – до декабря все путевки в Кисловодске уже выкуплены. Журналистов воткнули в пятигорский «Интурист», часть артистов – в отель «Бештау», часть – в кисловодские гостиницы.Но «вождям» пришлось не слаще. Бурляева с семьей всю ночь возили из Кисловодска в Пятигорск – искали ночлег. Его не оказалось ни в одном списке. Наконец ему дали приют на одной из вилл под Кисловодском. Там же получили временную прописку Людмила Касаткина, Зинаида Кириенко, Мария Шукшина…У президента «Витязя» от переживаний подскочило давление, а пить таблетки не полагалось: пост перед причастием. Поэтому на открытии Бурляев имел весьма бледный вид…На следующий день сюжет по картине «Не ждали» все усиливался. Никаких пакетов с каталогами и сувенирами. Никаких программ. Никаких ответов на вопросы. На пресс-конференцию с властями края журналистов «забыли» в Пятигорске, и те добирались в Кисловодск по тридцатиградусной жаре вместе с косовскими юными артистами, звонко выводящими «День Победы!» и т.д. А по приезде в администрацию, зайдя в зал, как в плохом анекдоте, услышали: «На этом пресс-конференция заканчивается…» Без истерического смеха не обошлось.Все эти проколы сейчас стараются срочно ликвидировать. Совещание следует за совещанием.Утешительного мало. Говорят, за несколько дней уже потрачен весь бюджет фестиваля – 25 миллионов рублей плюс 5 миллионов ФАККовских средств плюс спонсорские… И «витязям» светит выселение из гостиниц и вилл. По крайней мере – переезд всех в… Пятигорск.Некоторые объясняют это политическими интригами (против губернатора Александра Черногорова ведется компания), некоторые – экономическими… Кто виноват и что делать, сейчас решают местные и краевые структуры.По слухам, отдельное «спасибо за все» надо сказать и областному Министерству культуры, которое слегка переоценило свои возможности...Но что мы все о дегте. Пора о меде. Это и погода, и красоты Пятигорска, среди которых – знаменитый Провал, да и само открытие. Как всегда – пафосно-драматическое, с фейверком, с напутствиями священнослужителей, благословением патриарха Алексия (он попечитель фестиваля). И веским словом губернатора, который напомнил о красоте и славной истории края, об именинах Николая свет Бурляева.Тот в режиме алаверды ответствовал, что мы, де, русские мужики, – «хоть умирай, а рожь сей». И сеять нынче пора на Кавминводах (что выглядело, скажем, прямо, спорно). Открытие степенно вели Инга Шатова (жена Бурляева) и Борис Щербаков. А детский ансамбль «Косовские пионы» заставил взрослых прослезиться. И даже такой веселый циник, как Виктор Сухоруков (он будет представлять фильм «Остров»), казался взволнованным.Золотую медаль имени С. Бондарчука за вклад в киноискусство вручили Александру Сокурову, имевшему весьма усталый вид. Почетного гостя никто не встретил в аэропорту (!), где он прождал два часа, долго не могли поселить, накормить… Видя такой расклад, Сокуров отменил назначенную пресс-конференцию и уже собрался уезжать. Еле уговорили классика остаться на открытие.Получая медаль, режиссер мудро заметил, что «в мире не так много настоящего искусства». И потом произнес речь патриота в духе Чаадаева. С болью говорил о трагедиях, о крови, пролитой на кавказской земле.– Мне очень хочется, – сказал Сокуров, – чтобы русские люди подумали о том, какой ценой нам достались эти земли, какая ответственность лежит на нас! Я хочу, чтобы никто никогда не предъявил нам счет за те жертвы… Чтобы мы соответствовали высоким идеалам, которые рождали наши писатели, художники и композиторы…Выступающие следом Александр Михайлов, Игорь Угольников, Станислав Говорухин (ему вручили приз от батьки Лукашенко) не смогли произвести такого сильного впечатления на публику.Напомним, что Сокуров (у него, кстати, мать и сестра живут в Ставропольском крае) приехал на «Золотой витязь» представлять свой новый фильм «Элегия жизни. Вишневская. Ростропович». В частной беседе с корреспондентом «ВМ» мастер продолжил свою мысль, сказав, что было необычайно трудно снимать фильм, «когда живешь в одном пространстве с героями». Поэтому много секретов осталось за кадром.«Элегия» – для «слышащих хомо сапиенс». Фильм тонкий, точный и мощный. Здесь и музыка веков, и новейшие медиатехнологии вроде полиэкрана.По сути – нежный реквием по этой знаменитой истории любви и ее светлому стержню – Ростроповичу. Кстати, режиссер навещал своего друга и героя в больнице за день до смерти. И тогда уже понял, что «эта страница будет перевернута». Сокуров медленно и внятно говорит:– Эта картина – то малое, что я могу принести в дар этим людям. Когда они боролись с режимом – их никто в стране не поддержал. Народ молчал. Я был еще студентом и наблюдал за этой титанической борьбой. Время рассудило, кто победил. Победили они.Он вспоминает, что Ростропович играл на похоронах Тарковского – так «все сплелось в этой жизни в одну мольбу».– Этот фильм – последнее «простите» – то малое, что я могу сказать этой великой женщине и этому большому мастеру… Торжество мастерства и духа – вот что такое эта картина.Когда же корреспондент «ВМ» поинтересовался насчет другой картины с Вишневской – «Александры», представленной нынче в каннском конкурсе, Александр Николаевич, грустно улыбнувшись, сказал мне, что «не верит в эту историю». И ни в какой Канн не поедет.

amp-next-page separator