Лебединый стан Боурна
Его балеты, и в первую очередь «мужское» «Лебединое озеро», раскалывают критиков на два непримиримых лагеря – одни скрипят зубами от возмущения, другие заходятся в экзальтации: «Идите и смотрите или будете жалеть всю жизнь».Судя по овации, которую устроили Боурну в первый же день Чеховского фестиваля, наша публика в основном принадлежит ко второй категории, и те кардинальные изменения, которые Мэттью Боурн проделал над святая святых русского балета (да что там, главного мирового балета), никого не шокировали – напротив, поддали воодушевленного жару.Обреченная, запретная любовь и попытка уйти за границы дозволенного – вот что услышал Боурн в музыке и судьбе Чайковского и о чем поставил свое «Лебединое озеро». Главным героем здесь стал Принц – закованный в рамки скучной протокольной жизни, ранимый, непонятый, недолюбленный своей холодной матерью, простодушный, улыбчивый и закомплексованный парень. Единственным живым существом, понимающим Принца, окажется Подружка, которую подсовывает наследнику язвительный Личный Секретарь (эту роль танцевал когда-то и сам Боурн). Нелепая, веселая, попирающая королевский этикет, она сначала соглашается за деньги расшевелить Принца, а затем начинает по-настоящему его жалеть, и в конце концов нелепо гибнет.Вместо баварского замка на сцене некий современный город – с приемной королевы, ночным дешевым Swank баром, городским парком и озером, где плавают лебеди, которых, как следует из объявления, кормить запрещено. Но теряющий рассудок Принц видит в этом колдовском озере совсем другую картину. В стае диких, сильных, безжалостных птиц в исполненни мужского кордебалета (Боурна вдохновили на этот образ «Птицы» Хичкока) нет ни грамма сусальной гейской изломанности. Скорее, квинтэссенция мужской силы, полета и свободы – всего того, что так не хватает несчастному Принцу, заложнику своей судьбы. Его тяга к Лебедю, Вожаку стаи – попытка вырваться за пределы того, что ему предназначено. Знаменитый «белый акт» балета Боурн превратил в сцену приручения Лебедя – дикого, опасного, непредсказуемого.И как окажется вскоре, такого же несвободного, такого же заложника своей стаи, которая не простит ему привязанности к Принцу-чужаку и в финале заклюет и забьет до смерти.Так, заменив Одетту на Лебедя, хореограф меняет Одиллию на коварного сексапильного Незнакомца, который врывается на прием Королевы, поставленный в духе Висконти, и все женщины, включая саму Королеву, теряют голову.Но что бы ни выделывал с «Лебединым» Мэттью Боурн, все его решения рождаются из музыки Чайковского. Особенно впечатляюще звучит финальный зловещий мажор, который обычно постановщики превращают в хеппи-энд и победу любви над силами зла, – но лебеди Боурна добивают своего вожака, окончательно утверждая власть разъяренного и бездушного большинства.