Капканы московских мостовых
Впервые о чистоте и благоустройстве улиц задумались, пожалуй, лет триста назад. Именно в 1704 году Петр I указом от 28 февраля предписал мостить улицы в Кремле, Китай-городе и центре Белого города “диким камнем”. А теплой зимой 1722 года, 5 февраля, был с барабанным боем объявлен приказ московского градоначальника, по которому горожане были обязаны содержать в чистоте свою улицу и рыть канавы для стока воды. Но обыватель, видимо, не особенно торопился на улицу с лопатой, потому как через 9 дней этот указ (также с барабанным боем) снова “выкрикивался” на площадях Москвы.Вообще, указов и постановлений по поводу зимней уборки Москвы за эти 300 лет было принято множество. Так, в постановлении 1876 года сказано: “Собранные кучи снега и льда должны быть свозимы с улиц в течение суток”. В другом пункте того же распоряжения строго указывалось, что “тротуары во время весенней и осенней гололедицы должны быть очищены до камня и посыпаемы песком”.Впрочем, и первые “механизмы” для уборки улиц появились в Москве не вчера, а 128 лет назад. Общество конно-железных дорог выписало из Парижа (вот где снегу-то “много”!) машину, “состоящую из вращающегося цилиндра со щетками и приводимую в движение одной лошадью”.Количество “лошадей” у этого французского изобретения за эти годы прибавилось, а вот “цилиндр со щетками” остался тот же! Много снега вывезено за сотни лет с московских улиц, а еще больше его утекло с мостовых самостоятельно, весенней водицей. А проблема – и ныне там! То ли климат такой, то ли умных людей (помните знаменитое про “дураков и дороги”?) в России не прибавилось… А вот подтверждающая этот вывод цитата из “Московских ведомостей” за 1901 год: “На всех семи холмах уготованы проезжему западни и капканы московских мостовых…” Вот так-то, господа!