Банды Рио-де-Жанейро
Дети помладше время от времени подворовывают на рынках, подростки совершают налеты на грузовики, привозящие в поселок газ. Ну а потом находят золотоносный бизнес – торговлю наркотиками. И вот теперь они молодые и отвязные, с пушками в руках, деньгами в карманах, а вместо крови в их телах бродит адреналин с кокаином. Эти дети-бандиты и борются за власть в Городе Бога.Вы скажете, что все это (банды, борьбу между ними, любовьместь-кровь) вы уже видели: не прошло и года, как громыхали в прокате “Банды Нью-Йорка” Мартина Скорсезе. Стоит ли после грандиозной эпопеи классика американского кино, с суперзвездами в главных ролях – Леонардо Ди Каприо (которого после этого фильма уже не обзывают Лео), Дэниелом Дей Льюисом, Кэмерон Диаз, – после успеха, которой был подытожен десятью “оскаровскими” номинациями, смотреть фильм какогото бразильского дебютанта? К тому же фильм, где нет не только звезд, но крайне мало просто профессиональных актеров. А сама история хоть и происходит в близкой нашему сердцу Бразилии, но все же близкой по визитным карточкам – самбе и карнавалу. Которые, как и обезьяны, и белые штаны Остапа, к реальной Бразилии имеют мало отношения.Как человек, уже посмотревший гангстерскую эпопею Фернанду Мейреллиша, скажу, что похожи фильмы только наличием банд да жестокостью разборок. Все остальное – абсолютно другое: и сюжет, и картинка, и впечатление от просмотра.Грандиозный роман-эпопея Пауло Линса “Город Бога”, написанный по реальным событиям и ставший основой фильма, был существенно перекроен: в фильме нет главного героя и последовательного рассказа о судьбах Малыша Зе и Бене, Красавчика и Моркови (Сеноры). Всю историю нам рассказывает Ракета (Бушкапе) – парнишка с фотоаппаратом в руках, который мечтает стать фотокорреспондентом.Ракета не главный герой – он всего лишь наблюдатель, который рассказывает, перескакивая из 80-х в 60-е и перебивая самого себя параллельными историями. Он фиксирует события живо и эмоционально (ведь Малыш Зе убил его старшего брата, к Бене ушла девушка его мечты, а среди погибших были его друзья), но без желания манипулировать.Репортер отстраняется от оценок, как бы ни волновала его тема репортажа. А режиссер отказывается от пафоса обличения и воззвания. Он увлекательно погружает зрителей в страшную и реальную историю без героев и палачей. Выносить им оценки, разбираться в их правоте и подлости – дело зрителей. Именно этим “Город Бога” оказывается лучше, много лучше “Банд Нью-Йорка”. Не говоря о том, что фильм лихо снят свободной (иногда специально не сфокусированной) камерой и столь же лихо смонтирован – на этом фильме глазам не скучно.Итак, свежий ветер кино дует из стран третьего кинематографического мира, а не из Голливуда (законодателя мейнстримовской моды) или Европы (законодателя моды артхаусной).Кстати, узнать об этом мы могли бы и на пару лет раньше: бразильский “Город Бога” в 2002 году был участником официальной программы Каннского кинофестиваля.