На экраны выходит фильм «Нефть» Пола Томаса Андерсона

Развлечения

На экраны выходит «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Не будем перечислять награды фильма – их уже более 60. Плюс сорок номинаций на различные кинопремии, в том числе восемь – на «Оскар»-2008. «Нефть» будет показана и в конкурсе грядущей Берлинале-2008. Как все это удалось одной картине – большая загадка. Впрочем, история возникновения больших капиталов всегда интересовала западного зрителя. Тем более что сюжет картины основывается на известной книге Эптона Синклера 1927 года «Нефть!». Заметим, что в своей англоязычной версии лента именуется не так прямолинейно, а более библейски: «There Will be Blood» («И да будет кровь!»). Андерсон (кстати, это всего лишь пятая работа режиссера) на протяжении двух часов сорока минут помещает в кадр главного героя – Дэниэла Плейнвью (Дэниэл Дей-Льюс). В его сумрачное лицо можно всматриваться часами, безуспешно отыскивая там хотя бы намек на человечность. Все выжжено, как в техасской прерии, мизантропия в своем крайнем проявлении. Тяжелая ли работа сделала его таким, борьба за выживание или дурной характер – этого мы не узнаем никогда. Мы видим его в пустыне Дикого Запада – в числе таких же охотников за удачей герой взрывает дыры в земле, стараясь найти хотя бы признаки жидкого золота. Нищий шахтер, как и все вокруг, мечтает стать богачом – и эта мечта толкает его, как мощный двигатель. Он отправится на юго-запад штата, заплатив за информацию о местах, где нефть проступает на землю. Хитростью и ловкостью будет скупать земли фермеров Маленького Бостона. И в этом ему станет помогать малыш, невесть как оказавшийся у него на руках. Мальчик – залог удачной сделки, свидетельство, что его отец солидный семьянин. За мистером Плейнвью так и маячат подмигивающие тени нефтяных магнатов Эдварда Доэни и Джона Рокфеллера, заплативших большую цену за свое богатство. Собственно, главный месседж фильма весьма незатейлив – погоня за богатством, в данном случае – добыча нефти, соков земли, меняет людей. И не в лучшую сторону. Герой приносит богатство на некогда бедную землю, но в залог, говоря высоким штилем, отдает свою душу. Конечно, мистер Плейнвью отнюдь не Фауст, но страдания его классические. И чем мощнее потоки нефти вокруг него – тем слабее ручеек веры, надежды и любви. С любовью вообще тут туговато. Причем с любой. На протяжении всей картины рядом с героем не возникает ни одной женской фигуры (даже в зале публичного дома он ухитряется остаться в гордом одиночестве). Но авторы не делают это драмой всей его жизни. Похоже, нефтяник не испытывает никакой потребности в женском обществе. А вот мужчины вызывают у него просто шквал чувств. Например, псевдопроповедник Илайи Сандэя (Пол Дано), который раздражает его просто самим фактом существования и шарлатанскими приемами в своей хижине – церкви Третьего Пришествия. Впрочем, чувства у них взаимные. Списанный будто с нашего пресловутого Виссариона, канувшего в сибирскую тайгу, Илайя Сандэй (какое говорящее имя!), с одной стороны, юродствует, с другой – надоедает Плейнвью просьбами вернуть обещанные пять тысяч на строительство храма. А с третьей – совсем не похристиански вешает тумаков родному отцу, продавшему нефтеносную землю. Борьба нанайских мальчиков идет с переменным успехом – то нефтяник метелит пастора в грязной луже, то тот унижает его в храме. Впрочем, на последнюю акцию покаяния и вступления в общину прагматичный герой соглашается лишь затем, чтобы проложить трубопровод по земле несговорчивого фермера. Духовный конфликт уходит на задний план. Перед нами – два неприятных типа, лютых антагониста, кипящих злобой и ненавистью по отношению друг у другу, мечтающих о мести. В финале именно этот мотив станет роковым для обоих…. Кстати, фильм снимали не в Калифорнии, а в Техасе, в местечке Марфа (ранчо Магуайр) с населением 2400 человек, рядом с мексиканской границей. А в массовку позвали владельцев местных ранчо – они исполнили роли нефтяных рабочих. Ведь Андерсен понимает, что силен командой. Поэтому мастерство оператора Роберта Элсуита, художника-постановщика Джека Фиска, отличный звук и монтаж (все эти категории тоже номинированы на «Оскар») превращают локальную историю одного капитала в масштабное эпическое полотно о деградации человеческой личности, истоках алчности и амбициозности, мести земли за ее грабеж, лукавом соблазне Великой Американской Мечты. «Нефть» – фильм лаконичный, жесткий, мужской. Трудный. Но нужный. Особенно сейчас. С другой стороны, если бы Ходорковский успел посмотреть это кино в свое время – может, судьба его была бы не столь печальна? А у других олигархов есть еще шанс, поторопитесь, господа…

amp-next-page separator