Нынешняя осень – юбилейная для московской рекламы

Общество

Впрочем, юбилей этот, разумеется, довольно условен. Да, появились 130 лет назад рекламные тумбы, огромные вывески, достигавшие в длину 4–5 метров… Но рекламе-то лет гораздо больше! В старину в Москве вместо вывесок часто вывешивались образцы продаваемых изделий: сапоги, башмаки или огромный крендель… Со временем предметную рекламу сменила живопись. Существовало целое сословие «живописцев», специализирующихся на изготовлении вывесок. Купцы требовали чуть ли не художественных полотен: «Ты смотри появственнее да поглянцевитее напиши, и чтобы все на ней было: и сахарные головы, и банки с вареньями, и сыр голландский, и яблоки, и ряпушку копченую повесь, чтобы всякий видел, что-де все есть, чего душа пожелает…» Позднее появились шрифто- вые вывески, но и здесь фантазия заказчика не знала предела. Гоголевский «иностранец Василий Федоров» не придуман автором, а взят из жизни. Даже в начале ХХ века в столице встречались вывески: «Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка».Реклама не только информировала; она помогала борьбе с конкурентом. В одной рыбной лавке в Охотном ряду владелец повесил портрет полуголого человека кавказской внешности, с устрашающими усами, в борцовском трико и лентой через плечо, усыпанной медалями и значками. Рядом висели какой-то диплом и патент. А на вывеске посреди лавки, украшенной гирляндами бумажных цветов, стоял сам хозяин, одетый в меховую малицу, меховую же шапку и расписные пимы, с огромным ножом для разделки рыбы. Этот «натюрморт» венчала надпись: «Сам ловил, сам солил, сам продаю». А в такой же рыбной палатке напротив купец, одетый в кафтан с белым передником, прикрепил такой плакат: «Сам не ловил, сам не солил, а дешевле соседа продаю».Разносчики в качестве рекламы использовали свое умение говорить. Этот вид рекламы можно сравнить с уличным концертом: «Сходно продаем, премию в сувенир даем», «Смех без конца! Сто юмористических рассказов писателя Тургенева за один пятачок!» Продавец сувениров, баночек, где под давлением воздуха дергался вверх-вниз чертик, кричал во все горло: «Морской житель землю роет, себе могилу готовит. Жил у кухарки Анфиски тридцать три года под постелью, без прописки». Его старался перекричать торговец пищащими «тещиными языками»: «Теща околела, язык продать велела!..» Со временем предприимчивые люди стали использовать «движущуюся рекламу». С крыш и стенок конок, трамваев взывали к прохожим рекламные лозунги. Внутри также была обильная реклама. Некоторые фирмы, не имеющие никакого отношения к транспорту, издавали схемы трамвайных маршру- тов, а на обороте печатали свою рекламу. Так что все, что мы сегодня видим, к примеру, в московском метро, придумано сто лет назад! С появлением авиации в рекламные акции включились аэропланы, с которых сбрасывали листовки, и прикрепляли к самолетам огромные полотнища с названием фирм.А в конце XIX в. появились так называемые люди-«сэндвичи», у которых спереди и сзади висели щиты с рекламой, а над головой они держали еще один щит. Такой «человек-бутерброд» целый день фланировал по московскому тротуару.Их на улицах Москвы можно видеть и сегодня.Впрочем, и в старину умные люди к рекламе относились критически. Так, еще в XIX веке один из публицистов отмечал: «Многие из русских полагают, что реклама… не более как одно из орудий надувательной системы и поэтому безусловно вредна…» Впрочем, у каждого на этот счет – свое мнение.

amp-next-page separator