Но я лечу с тобой снова

Развлечения

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и арт-проект «Тенора XXI века», готовя программу «Нет песни без тебя», наверняка не намеревались собрать только азербайджанскую или только армянскую московскую интеллигенцию. Они ждали и москвичей, что по сей день хранят в памяти замечательные песни 60-70-х. А получилось, что пришли и те, и другие, и третьи. Пришли, несмотря на последние десятилетия отвратительного межнационального раздражения, кем-то когда-то спровоцированного и до сих пор исподволь раздуваемого. Пришли, хотя политические мерзавцы неустанно внедряют в их сознание, будто азербайджанец и армянин – враги навек, а для русского оба они – «чурки понаехавшие». Пришли потому, что не верят всему этому бреду. А верят – песням. Судьбы художников сплетаются не во времени и/или в пространстве. А в общности, гармонической слитности интонации. Ереванец по происхождению Арно Бабаджанян, родившийся в 1921 году и ушедший от нас в 1982-м, и бакинец Муслим Магомаев, простившийся с земным миром лишь в прошлом году в возрасте 66 лет, - не просто соавторы, но и друзья, хоть один и был старше другого на 20 с лишним лет. Они могли часами сидеть вместе на бакинском балконе, наблюдая отражающиеся в чайных стаканчиках «армуды» низкие южные звезды. А могли и запанибрата подшучивать над звездами советской эстрады за столиком «Голубого огонька» на Шаболовке, в столице. И мы мысленно сочувствовали их веселости или грусти, подпевая, кто вслух, а кто тихо, в сердце: «Но я лечу с тобой снова, я лечу…»… или: «И шагал я совершенно не женатый. И жалел о том, что я не жених». И было это для нас целокупной песней. Не азербайджнаско-армянско-русской. И даже не советской. Просто нашей песней. Так и осталось. Для многих, в том числе и молодых. Аудитория концерта показала это еще раз. И нет в том никакой мистики. Даже ностальгии нет! В этих песнях – живая душа. И в «Чертовом колесе», за которое когда-то в Японии Арно получил уникальное звание «Лучший композитор мира», опередив в конкурсе самого Мишеля Леграна. И в «Сердце на снегу», с которым Муслим триумфально выиграл Сопот… Не могу не сказать, что еще одной, живой и трепетной тенью прошлого встает за спинами тех, чью память в этот вечер почитали, удивительный образ их любимого поэта-соавтора. Роберт Рождественский написал множество песенных текстов. Он всегда стоял особняком в импульсивной вольноотпущенной поэзии 60-70-х. Он был щемящее искренним и в нежности, и в пафосе. Но с азербайджанцем Муслимом Магомедовичем и армянином Арно Арутюновичем русский Роберт Иванович звучал в унисон. …И вот опять подсевшими с годами голосами мы пытаемся подпевать «Лучший город Земли». Мысленно воссоздаем в концертных тенорских интерпретациях легендарный бархатный металл муслимовского баритона. В то разухабистых, то нежных мелодиях Арно вдруг слышим отголоски вековой армянской скорби… или ласковое журчание каспийских волн?.. или нервное многоголосье московской площади Маяковского? Какая разница? Просто песня звучит.

amp-next-page separator