На пути к новой семье
…Ребенок-сирота: нежная улыбка, грустные глаза, такой маленький и беззащитный. Взять, прижать к себе, обогреть, отдать все… Порыв, такой благородный, потом сомнения и результат: хочется, но все же, чего греха таить, колется, взять осиротевшего малыша в семью. Потому что не знаем, как воспитать, что ждет его и нас в будущем? А вдруг еще и гены, плохая наследственность и т. д.? Так и проходят благородные порывы, и, честно говоря, хорошо: не сломаешь жизнь ни себе, ни уже раз преданному ребенку. Другое дело, если желание стать приемными родителями обсуждается в кругу семьи, всесторонне обдумывается, взвешиваются все «за» и «против». И все равно, в большинстве случаев ошибки неизбежны, потому что это дети особенные и к ним нужен особый подход.К сожалению, те, кто считал, что воспитание приемного ребенка – вещь обыкновенная, не требующая специальных знаний, потом раскаивались в своем легкомыслии. Поэтому так актуальны сейчас в Москве Школы приемных родителей.В свое время «Вечерняя Москва» писала об одной такой школе, созданной при Московской службе психологической помощи населению. Но ведь в данном вопросе нельзя ограничиваться лишь помощью психолога…О необходимости специализированной подготовки принимающих родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного устройства. Это связано прежде всего с тем, что люди, желающие взять ребенка, не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придется столкнуться.И самое главное – будущие приемные родители и представить себе не могут, каким будет поведение ребенка, взятого из государственного учреждения (дома ребенка или детского дома), ведь у большинства таких детей нет положительного опыта семейного воспитания.Кроме того, они отстают в развитии, имеют психические и физиологические отклонения, психосоматические заболевания, спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в казенном доме. Так что сложности неизбежны, и в начале пути, когда малыш только переступает порог нового дома, но особенно, когда он вступает в подростковый возраст. В это время возможно все, вплоть до полного отказа от ребенка. Если бы родители прошли специальный курс обучения еще до того, как нашли своего малыша, трагедий и драм можно было бы избежать. При благотворительном фонде «Семья» курсы, а потом и школа принимающих родителей работают уже более 7 лет, и работают абсолютно бесплатно. Программа рассчитана на максимально широкую аудиторию. Прежде всего она призвана помочь будущим родителям оценить свои силы и возможности – могут ли они взять в семью постороннего ребенка, а затем уже на хорошую подготовку практически во всех важных для них областях. Подобный подход позволяет подготовить слушателей к любой форме устройства, и особенно к усыновлению, когда возможность вмешательства специалистов в вопросы воспитания в семье значительно ограничена.Первые же занятия показали общую ситуацию и позволили выявить самые насущные вопросы: формы семейного устройства, права будущих родителей по отношению к детям и их родственникам, процедуры оформления ребенка в семью и др. Сразу же были определены и принципы работы школы, которые остаются неизменными и по сей день, потому что доказали свою актуальность.– Они состоят из двух блоков, – рассказывает руководитель проекта «К новой семье» благотворительного фонда «Семья» Алексей Рудов. – Организационный, когда обучающиеся не предъявляют никаких документов, а при желании посещают занятия анонимно и сообщают только номера мобильных телефонов для оперативной связи с ними в случае, если программа занятий изменяется. Они к тому же могут представиться вымышленными именами. Эта категория не сдает выпускные экзамены, с ними не проводится тестирования. По окончании занятий с каждым проводится личная беседа, все обеспечиваются необходимой методической литературой и, естественно, свидетельством об окончании школы.Кстати, никакие денежные пожертвования от слушателей не принимаются ни до, ни после учебы, чтобы у них не возникало соблазна манипулировать этим. И второй блок – это ценностные установки, которые можно назвать морально-этическим кодексом школы. Мы помогаем людям разобраться в мотивах, осознать принимаемую на себя ответственность как за судьбу ребенка, так и за будущее собственной семьи. Мы не проводим отбора семей и не даем им рекомендаций, не пишем заключений о возможности быть принимающими родителями или о том, какого ребенка они могут принять в семью. Мы уважительно относимся к мнению слушателей. Мы не ставим перед собой задачу заставить наших учащихся принять наши ценности и установки, «вылечить от неправильных идей», но мы стараемся дать им необходимые знания, передать свой опыт, опыт других специалистов для самостоятельной оценки. Для нас неприемлема критика открывшихся нам людей, отношение ко всем самое дружественное. Это очень важно для создания взаимного доверия и возможности дальнейшего обращения к нам за советом и помощью.Система подготовки не представляет набора универсальных рецептов, наша задача – научить слушателей в целом разбираться в ситуации и квалифицированно вырабатывать оптимальные решения. Мы стараемся заложить у людей отношение к ребенку как к личности, самостоятельной ценности. Мы признаем право ребенка на свою историю, уважение к его происхождению и формируем у слушателей терпимое отношение к кровным родственникам ребенка, его родителям и др. Мы осуществляем и еще одну очень важную задачу – наши ученики за время учебы настолько сплачиваются, что после окончания школы это уже команда единомышленников, способная решать сложные задачи, поддержать новичков и др.И еще немного о системе организации занятий. Группы по 8–12 человек формируются из всех желающих, занятия длятся 2,5–4 часа и проходят 2 раза в неделю.В августе 2008 года руководством Департамента семейной и молодежной политики города Москвы было принято решение об открытии Школы приемных (замещающих) родителей на базе учебно-методического центра «Детство». Вопрос – зачем, ведь в столице уже работала подобная школа, и она хорошо готовила будущих приемных родителей к их роли. Но это была школа, созданная общественной организацией. Так что новая школа – одна из первых, созданных московским правительством. Кроме того, в центре «Детство» решили пойти дальше и сделать школу многопрофильной. Здесь есть юридический блок, где разъясняются вопросы, связанные с законодательством, правами детей. Родителям на занятиях объясняют, какие структуры занимаются этими проблемами, как с ними можно взаимодействовать, какие собирать документы и т. д. Здесь же решаются жилищные, наследственные вопросы и др. Это огромный пласт работы, требующий предельного внимания, скрупулезности.Второй блок – педагогический, т. к. на поверку получается, что, по большому счету, родители малограмотны в этом вопросе, причем в отношении не только приемных детей, но и своих кровных. Есть медицинский блок, ведь медицинские знания нужны как воздух, и большой психологический блок, который помогает семье подготовиться к приему ребенка. Вот эти 4 блока, 72 часа, 18 занятий.Казалось бы, достаточно много. Но когда занятия заканчиваются, слушатели, т. е. будущие родители, понимают, что это только начало, потому что нерешенных вопросов еще множество.Именно поэтому при школе на самом высоком уровне работает служба сопровождения замещающих семей, т. е. по окончании учебы специалисты не бросают своих выпускников и ведут их по жизни. «Первым делом на базе школы мы создали Клуб приемных родителей, который состоит из выпускников первых двух школ. Он начал свою работу 22 апреля 2009 года, – рассказывает руководитель клуба Галина Зайцева. – Мы уверены, что он не просто нужен, он необходим, ведь у родителей появилась возможность и – главное – место, где они могут собираться, а для приемных родителей чувствовать рядом плечо товарища, поддержку таких же, как ты, очень важно. Существует мнение, что со своими кровными детьми как-то все легче решается, родная кровь подскажет. Так вот, как показывает практика, проблемы и ошибки одинаковы как в первом, так и во втором случае. Так что без знаний и практического опыта в вопросе воспитания детей, как своих, так и приемных, нельзя никак. Родители, которые оканчивают нашу школу, искренне переживают за тех родителей, которые не приобрели нужные в воспитании детей знания, подчеркиваю, всех детей: и родных, и приемных. Потому что без знаний об особенностях педагогики, об особенностях каждого возраста, о кризисах, которых не избежать, об умении увидеть этот кризис, лишний раз не надавить на ребенка, потому что он просто переживает определенный этап взросления и т. д., можно наделать очень много ошибок. К сожалению, мы имеем очень сильный отрицательный результат потом. Пока ребенок маленький, его можно слегка шлепнуть, объяснить, в чем он не прав, малыш послушает – и все нормально. Потом, когда наступает подростковый период, начинаются драмы и трагедии. Наша задача сделать все возможное, чтобы от ребенка не отказались, чтобы сделать счастливой его жизнь в замещающей семье».Большой положительный опыт работы Школы приемных родителей общественной организации – благотворительного фонда «Семья» как нельзя лучше соответствует задачам московского Департамента семейной и молодежной политики, так что сотрудники фонда вместе со специалистами государственного учреждения – учебно-методического центра «Детство» будут делать все возможное, чтобы и детям, и их приемным родителям было хорошо вместе.