«Московские певчие» повезут во Францию «Парижское танго»
Я ЧУТЬ-ЧУТЬ лукавила, делая круглые глаза: зачем вы сюда ходите, да кому он нужен, этот хор? А самой просто хотелось хоть на часок вернуться в детство.Снова войти в зал своей «музыкалки», увидеть там нашего хормейстера – чудесную Фиру Вольфовну с неизменной деревянной палочкой в руках, тихонько встать рядом с отличницей Танькой и тут же получить: «Ну что вы там мурлычите, вторые голоса?»Найти сегодня любительский хор, чтобы просто попеть в свое удовольствие, не так-то просто. Много стало церковных хоров, но это музыка особая, не всякому подходящая, да и сложная очень. Есть студенческие хоры – при институтах. А вот так, чтобы и классика, и современность, и без возрастных ограничений… Это в советское время хор был чуть ли не в каждом Доме культуры: есть зал – вот и пой. Было мощнейшее Всероссийское хоровое общество. А сейчас – поди поищи.Зато сейчас есть Интернет. И я, конечно же, нашла его – камерный хор Московского купеческого общества «Московские певчие». Художественный руководитель и дирижер – Илья Мякишев.– Сопрано, отвлекайтесь от дневных забот!– Слушайте, тенора, чего поете. Вы же жужжите!– Кто не понимает, не пойте. Послушайте – потом присоединитесь.– Не пойте газетным звуком! (Взгляд в мою сторону, смех в зале.) Мне плоского пения не надо.Илью Юрьевича слушаются беспрекословно. Кому петь – поют, кому молчать – молчат. Дисциплина на уровне, хотя народу предостаточно. Я насчитала 25 человек в комнате, а всего, говорят, человек 40, просто сегодня не все смогли прийти.Мама дорогая! Какие там первые и вторые голоса! У них первые и вторые сопрано, альты, тенора, басы, и даже один баритон есть. Но, как и везде, кроме футбола, женщин раза в четыре больше.И репертуар у них солидный. Вот на 8 Марта в Париж собираются, в гости к французскому, такому же любительскому хору. Там будет два концерта: дневной для детей и вечерний. Стали решать, что из репертуара везти.– Моей девочке колядка «Небо и земля» понравилась.– «Щедрик» можно спеть (). – Еще скороговорки детям всегда нравятся.И со всех сторон:– Неаполитанскую песенку давайте споем. «Парижское танго»! Ну и «Подмосковные вечера» обязательно…В этот хор берут всех желающих. Как говорит Илья Мякишев, был бы слух да хоть минимальное знание нот. А как же голос? – удивляюсь я.А голос развивается. Но вот еще феномен: приходят все, а остаются только достойнейшие. Плохие люди, даже и с прекрасными голосами, сами уходят. За 10 лет состав много раз обновлялся. Получается, что хор – это своеобразная «проверка на вшивость».В перерыве пытаюсь выяснить, зачем им, собственно, вся эта затея: дважды в неделю вечера заняты, а как же дети, мужья, хозяйство? Ответы разные:– Это красиво.– Нравится извлекать звуки.– Чувство локтя непередаваемое.– Как будто в студенческие времена вернулась.– Когда мы чисто поем, у меня мурашки по спине.И неожиданное философское обобщение:– Без осознанной музыкальной жизни люди станут бомжами.– Илья Юрьевич, а вам-то, профессионалу, какой интерес работать с неумелыми любителями?– Для нас для всех: и для участников, и для хормейстеров, – это не просто отдушина (дети, семья, после работы куда-то вырваться). Я думаю, это душевная потребность.– Из ничего сделать конфетку – в этом удовлетворение?– Сначала нужно коллектив собрать, организовать – это очень непросто, тем более в нашем жанре.На эстраде – там проще, а здесь очень высокие критерии звука, стиля, ансамбля и общей красоты. И когда хор начинает организовываться – а это продолжается все время, потому что состав меняется и каждый раз звук новый…– …это здорово?– Это потрясающе! Никогда не знаешь, чем это закончится (). Но вот хор организовался. Потом его надо настроить – и на это уходят годы. И только потом можно на этом инструменте помузицировать. И вот когда это получается… Мы стараемся расти, подниматься над собой.– А почему человек, если он хочет петь, не идет в солисты? В хоре-то и не выделишься особо.– Из нулей никогда коллектив не получится. Только из тех, кто сам что-то может. И мы, когда начинали, устраивали концерты, где каждый пел соло. Чтобы преодолеть себя, выйти, почувствовать себя певцом и как-то утвердиться в этом.Некоторые говорили: «Заниматься пением очень хочется, а концерты эти ни к чему». Но это просто боязнь сцены. На самом деле интересно раскрыть этих людей, чтобы каждый засветился. Мы и поем, и разговариваем, и читаем стихи… У нас есть праздники, где каждый выходит с каким-то номером. Поездки – теперь их стало много.– Так что для людей важнее: научиться петь или просто попасть в хорошую компанию?– Это не тусовка, где просто хорошо. Это теперь, через годы, стало у них потребностью. Они сдружились. У нас очень красивые люди – и внешне, и как личности творческие. Все с высшим образованием, и не с одним. По нескольку языков знают. У нас даже член-корреспондент Американской академии наук есть.Вот теперь мы поедем на хоровую олимпиаду. Представляете, 350 тыс. хоров со всего земного шара! И уровень везде потрясающий. Не только в Европе поют, но и в Японии, и в ЮАР, и в Китае очень интересно поют.Раньше и у нас были такие конкурсы, как «Поющая Россия», «Поющее детство».Был единственный в Европе конкурс «Поющее мужское братство». Но сейчас, к сожалению, с трудом все происходит.– Почему? Интерес у народа пропал?– Интерес как раз растет. Спонсоров трудно найти.– А какие расходы у любительского хора? Казалось бы, собирайся вместе и пой.– Ох, нам очень много нужно. Акустика, например. В этой комнатке 40 человек с трудом умещаются (). К счастью, у нас есть залы, где нам позволяют периодически репетировать. Хормейстеры нужны, концертмейстеры. Нужны костюмы – и желательно разные. Женские платья у нас есть, несколько видов, а мужскими костюмами мы как-то пока не занимались. Поехать куда-то – все это требует затрат. В общем, расходов хватает.Врачи утверждают, что пение – это своеобразный массаж органов дыхания, который является хорошей профилактикой от простуд. Одновременное звучание многих голосов заставляет вибрировать и другие внутренние органы певцов, что полезно для всех систем организма.Психологи добавляют: хоровое пение помогает людям удовлетворить их тягу к единению. А протяжные старинные народные песни вообще обладают сильнейшей энергетикой. Они включают в работу правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоции. Считается, что люди, поющие в хоре, более уравновешенны и довольны жизнью.…Перерыв закончен, и они снова рассаживаются полукругом. Достают ноты, внутренне собираются – даже внешне подтягиваются.И тесная комната с плохой акустикой наполняется таким светлым многоголосьем, что мурашки – вот они, тут как тут:– Матерь Божия, сохрани под кровом своим веру православную…[i]Камерный хор «Московские певчие» создан в 2000 г. В репертуаре коллектива произведения русской и европейской классики, церковная музыка, народные песни, произведения современных композиторов.Художественный руководитель и дирижер Илья Мякишев – выпускник Московской государственной консерватории им. Чайковского – также является главным хормейстером Московского академического государственного хора.[/i]