Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад

Общество

Невозможно представить детство без куклы. Видимо, поэтому взрослые, сохранившие наивность и тягу к коллекционированию, живут в окружении виниловых, фарфоровых и текстильных болванчиков всю жизнь. Они уже не откручивают им, как в детстве, головы, но до сих пор сажают на стулья и беседуют с ними, как с друзьями. Потому что куклы – живые. Они требуют заботы и поклонения, а еще, говорят, сами выбирают себе хозяина. Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов, но и сегодня куклы воспринимаются как телефон для связи с потусторонними силами или как минимум с собственным альтер эго. От полена до Голема Долго люди не доверяли куклам и лишали их лица. Не важно, кто с ней играл и из чего она сделана, даже в полено с глазами мог вселиться злой дух. Но в XVI в. католики занялись визуализацией Святого Писания и в 1672 г. создали первую художественную куклу из папье-маше – куклу-монахиню, тиражом 12 экземпляров. Избавить народ от суеверий она не помогла, зато послужила идее создания искусственного человека, «Голема». Кукольные копии людей появились в XVIII в., одна из самых известных – «Игрок на флейте» Жака Вокансона: руки, рот, губы и язык куклы двигались, как у живого музыканта. Достичь сходства с человеческой кожей мастерам помог фарфор. Керамические головки кукол, их ручки и ножки отливали в специальных формах, а затем пришивали к тряпичному телу. Головы украшали съемными париками из натуральных волос, уложенных в модные прически. Французы даже ввели моду на фарфоровых манекенщиц, вспомнив, что в этом качестве куклы служили еще Клеопатре. Портные отсылали наряженных кукол клиентам, сопроводив сундучком с гардеробом, нижним бельем, украшениями и аксессуарами. Наглядные пособия сообщали о последних новинках и украшали интерьер. Вот только в руки к детям фарфоровые куклы попадали редко. В России, например, будущие великие княгини мастерили их сами: пришивали заграничные фарфоровые головки к мягким самодельным нарядам. В XIX в. открылись кукольные фабрики, среди них «Арман Марсель» и «Хойбах» в Германии, «Французское общество производителей игрушек» и «Жюмо» во Франции, в Италии – «Маротте». В России – Императорский завод Журавлева и Кочеткова, эскизы для которого писали Рерих, Малявин, Поленов и Билибин. Куклы подешевели, стали «серийными»: их отливали тиражом 5–25 штук и разбивали оригинал. Копии, унаследовав «фамильные» черты, выходили в свет со своим цветом глаз, волос, с собственной одеждой и аксессуарами. Без лица К середине XX в. от кукольной индивидуальности не осталось и следа: после изобретения целлулоида индустриальные куклы заполонили мир. Их звездой стала Барби, история которой началась с порнографии. В конце 50-х гг. бульварная пресса сходила с ума по немецкой порнозвезде Лилли, которая даже обзавелась резиновым мини-клоном, продававшимся в магазинах «для взрослых», в барах и табачных лавках. Права на производство куклы купила американка Рут Хэндлер, владевшая вместе с мужем фирмой Mattel, производством рам для картин. Сохранив формы порнодивы, Рут превратила ее в Барби и в 1959 г. выпустила в продажу. Успех был феноменальный: рамы были забыты, Mattel стала монстром кукольной промышленности, а Барби обзавелась родственниками, друзьями и подражателями. В 80-х гг. она даже вышла на подиум: начался выпуск коллекционных моделей куклы в платьях от Диора, Готье и других кутюрье. В это время в России сошла на нет популярность целлулоидных «физкультурниц», «суворовцев» и «врачей», разработанных в 1948 г. «Артелью имени 8 марта», и советские куклы стали копиями зарубежных: пухлые виниловые щечки, закатывающиеся при поклоне стеклянные глаза и традиционное «мама», издаваемое при нажатии на живот. Такие игрушки доступны всем. Их выпускают миллионами, похожими друг на друга, как сестры в индийских мелодрамах. Они дешевые и практичные: их легко разобрать, но сложно разбить; их можно лизать и кусать. Но они лишены особенности, которой обладали их прабабки с незапамятных времен, – уникальности. Все как у людей Восхищение антикварными шедеврами и неприятие индустриальных клонов привело к тому, что в 50-х гг. Аннетт Химштедт создала куклу, положившую начало коллекционному куклоделию и сформировавшую жесткие требования к художественным, или авторским, куклам. Сегодня они могут изображать подростка, сказочного героя или животное, или даже быть «Черным квадратом» Малевича, шагающим из рамы на тонких ножках, но в любом случае они обязаны выглядеть характерно – аскетично, иронично, обиженно или задорно. «Одушевленность» куклы передается не только ее лицом, но и одеждой, позой, аксессуарами, даже диоптриями, если у нее есть очки. «Чтобы персонаж получился живым, костюмчик ему нужен с человечьего плеча – пропитанный человеческой энергией, – рассказывает кукольных мел мастер Дима ПЖ. – Старые тряпочки – как раз то, что надо. Но и со старой тканью нужно работать. Затереть на локтях, вытянуть на коленках, намять складок на сгибах. Куклы ведь, к сожалению, не двигаются. Но странник за время пути должен запылиться, танцовщица – вспотеть, а старушка – состариться вместе со своей одеждой и обувью». О коллекциях и кукломанах С обезличиванием кукол связана и тяга к собирательству уникальных экземпляров. На рубеже XIX-XX вв. Дина Верни, модель Матисса, Майоля и Боннара, начала создавать свою коллекция, которая в начале 90-х гг. ушла с аукциона за $4,7 млн. Первая русская коллекция, собранная Николаем Бартрамом и включившая игрушки, конфискованные у врагов народа, стала основой Музея игрушки, открытого в 1918 г. на Пречистенке. Сегодня коллекционирование антикварных и современных кукол превратилось в прибыльный бизнес. Появились специализированные журналы и газеты, выставки-ярмарки (например, Toy Fair и IDEX) и благотворительные аукционы, музеи и галереи. В Москве самые известные галереи: «Роза Азора» Елены Языковой и Любови Шакс, где можно купить раритеты начала XX в.; «Кукольный дом» Ольги Арцимович, собравший под крышей антикварные и театральные куклы; и галерея «Вахтановъ», которая специализируется на современных художественных куклах. Есть у нас и заядлые коллекционеры. Например, Андрей Макаревич собирает венецианские куколки, Тамара Степашина заселила дом муми-троллями, а Александр Лифшиц собирает куклыпортреты знаменитостей. Самым большим почитателем советских индустриальных кукол считают Сергея Романова, а главным антикварным кукломаном – Юлию Вишневскую, супругу заместителя главы администрации президента РФ Владислава Суркова, которая в середине 90-х гг. собрала фантастическую по масштабу коллекцию кукол XVII–XIX вв. и открыла Музей уникальных кукол. О ценах и рисках Кукломанов объединяет не стремление разбогатеть, а бережное отношением к вещам из детства. «Ваши дети могут считать, что вы играете в куклы, но внуки будут хранить их, как историю семьи, – уверена Ирина Мызина, владелица галереи «Вахтановъ». – Не говоря о том, что через 20–50 лет эти куклы станут антикварными». Последний довод доказан на практике: целлулоидные пионеры, купленные некогда за копейки, на распродажах советского «антиквариата» уходят за 9 тыс. рублей. Стоит ли говорить о пупсах XIX в. «На престижных аукционах цены на уникальные куклы за 5 лет выросли на 20–50%, – говорит эксперт аукционного дома Bonhams Ли Готч. – Они доходят до десятков тысяч фунтов. Однако это касается только редких экземпляров в отличном состоянии. Менее шикарные куклы стоят до 500 фунтов». Цена современной авторской куклы зависит от ее уникальности и от имени художника. Первый «эшелон» – куклы из пластика (авторы: Дима ПЖ, Наталья Победина и Нита Анжелетти), фарфора (Алла Беляева, Джудит и Лючия Фридеричи) или текстиля (Ольга Андрианова и Лиза Лихтенфельс): их стоимость колеблется от $300 до $15 тыс. Вторая категория – фарфоровые куклы с серийностью 3–50 штук (авторы: Хильдегард Гюнцель и Аннет Химштедт); их цена – $1–15 тыс. Третья категория – куклы из фарфора, винила или биггидура, изготовленные фабрикой тиражом 250–5000 штук по эскизам художника; они стоят $100–1500. Существуют и куклы-репликанты (копии антикварных), их стартовая цена – $1500. Если цены вас не пугают и вы решили примкнуть к лиге кукломанов, перед покупкой стоит убедиться в подлинности куклы. Оригинал несет отметку на затылке, спине или пятке с указанием имени, авторства, года изготовления, серийности и номера в серии. Современная кукла снабжена еще и бумажным сертификатом. Если маркировки нет, куклу опознать трудно: ее стоит показать эксперту, например, из клуба коллекционеров при галерее «Вахтановъ» или поискать в специальных каталогах. Начать коллекцию несложно, правда, нужно быть готовым к тому, что за глаза вас назовут чудаком. «Может быть, дело в том, что все люди – дети, – считает Дима ПЖ. – Взрослых вообще не бывает. Бывают просто грустные дети. Усталые дети. Дети, перегруженные информацией. Да всякие-разные. И зачем-то им нужны куклы...» фото ГАЛЕРЕИ «ВАХТАНГОВЪ»

amp-next-page separator