В Большом будет отреставрировано всё, что подлежит реставрации

Общество

Все говорило о том, что работы почти не ведутся, ходили мрачные слухи, что за строительными лесами скрывается полный провал идеи реконструкции и подтопленное здание театра вскоре развалится на куски. В слухах была доля истины. Ситуация на объекте была почти критической, когда в дело вмешался президент Дмитрий Медведев. Перепоручив проект московским властям, он буквально спас театр: ведь если бы строители не успели до зимы закрыть контур и решить вопрос устойчивости, театр не пережил бы этой рекордно суровой зимы и просто упал бы в котлован.Московским властям достался весьма незавидный, застрявший в сложной фазе, неудачно спроектированный и непрофессионально управлявшийся объект, но понимание исключительной значимости ГАБТа для страны, за дело они взялись с энтузиазмом. В считаные недели работа закипела на всех уровнях, при этом была налажена необходимая в таких проектах координация между специалистами, занятыми строительством и реставрацией, появился жесткий, взаимоувязанный по видам работ график, который в еженедельном режиме контролируется первыми лицами московского правительства.Если летом прошлого года в Большом трудилось всего около 200 человек, сейчас коллектив укомплектован полностью – на объекте работают 2674 специалиста плюс несколько сотен – в реставрационных мастерских. Самый известный долгострой Москвы превратился в одну из самых интенсивных строек. По словам руководителя стройкомплекса Владимира Ресина, каждую неделю посещающего ГАБТ с инспекцией, строители осваивают намеченные объемы работ, а значит, график и сроки соблюдены полностью. «За апрель освоено 435 миллионов рублей – это почти столько же, сколько было освоено в I квартале 2010 года за все 3 месяца», – сообщил журналистам Ресин после очередного посещения театра.Наиболее трудный этап реконструкции ГАБТа уже давно позади. Завершено бетонирование основных стен, сооружены монолитные перекрытия на всех подземных уровнях. Большой театр теперь крепко и уверенно «стоит на ногах», и ничто больше не угрожает сохранности здания. Этот цикл работ хоть и не был заметен для постороннего взора, являлся определяющим для проекта.Еще задолго до майских праздников, в начале февраля, строители сделали подарок коллективу Большого театра, сдав на два месяца раньше срока Хоровой зал, который уже больше 20 лет не использовался по своему назначению. Чуть позже был сдан и Экспозиционный зал, который, по всей видимости, будет передан в распоряжение музея Большого театра, чьи архивные фонды немало способствуют проведению строго научной реставрации.О существовании этого музея знают немногие, ведь у него никогда не было собственного помещения, хотя за годы существования он накопил более 30 тысяч уникальных экспонатов, связанных с историей главного театра страны.В этом проекте абсолютный приоритет отдается исторической подлинности. В Большом театре будет отреставрировано все, что подлежит реставрации, остальное – бережно воссоздано по старинным технологиям.Зрительный зал отделывается высококачественной еловой древесиной, обладающей уникальными акустическими свойствами, так что стены вновь будут «подпевать» артистам. Совместить научную реставрацию с современными технологическими требованиями театра – задача крайне непростая, но специалисты сделали так, чтобы новое оборудование не уничтожило интерьеры.Громадная работа была проведена реставраторами по драпировкам. На открытии ГАБТа в октябре 2011-го зрители увидят копию занавеса 1856 г., созданного по заказу Альберто Кавоса и восстановленного по эскизам, хранящимся в музее театра. Часть тканей, используемых при реставрации, будут «историческими» – их вручную изготовили реставрационные мастерские старинных тканей на исторических станках.«Главная люстра» театра будет восстановлена во всем ее оригинальном великолепии. Реставраторам пришлось разобрать хрустальные подвески, чтобы понять, где хрусталь подлинный, а где замененный позднее.Чтобы заказать точно такой же хрусталь, каким он был в XIX веке, пришлось изучать его состав, сверять детали по старым фотографиям. Обо всех «обыкновенных чудесах», которые нам предстоит увидеть на открытии театра, рассказать невозможно в силу масштабности проекта, над которым сейчас трудятся сотни реставраторов.Успешное продвижение проекта сами реставраторы связывают с переходом контроля за работами в театре к московскому руководству. «В связи с этим мы видим большие перемены на площадке, внутри объекта, подтягивается дисциплина, культура производства. К стройке появилось совсем другое отношение, чем до того, когда сюда вошел стройкомплекс Москвы. Он заставляет тянуться, сосредоточиться, не дает расслабиться никому», – делится своими впечатлениями потомственный реставратор, генеральный директор ООО «РСК «Возрождение» Андрей Ивлиев.По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, летний период должен стать особенно ударным. Ко Дню города предполагается открыть восстановленные фасады Дома Хомякова, выходящие на здания филиала Большого и ЦУМа. Идут работы и под землей – там будет создан новый зал, который позволит впервые за всю историю существования Большого проводить сводные репетиции хора и оркестра.

amp-next-page separator