У кого поднимется рука на Кремль?

Общество

ЛЮБОЙ город, чтобы жить и развиваться, все время должен обновляться – избавляться от отживших свое зданий и решаться на возведение новых, порой кажущихся современникам чудными или неказистыми...Москва за без малого девять веков своей жизни видала всякое, и сама была всякой: небольшим селением Кучково, и белокаменной крепостью с деревянным посадом, и огромной, разбегающейся лучами из центра к окраинам столицей огромной империи.Она все время менялась, поглощая пригородные деревни, села и города. Она год за годом «съедала» сама себя, меняя старинные особняки на доходные дома в стиле модерн, заливая зелень полисадов серым, как всякий рациональный век асфальтом...Долгие века Москва строилась вроде бы сама по себе, прирастая к Боровицкому холму посадами и подолами, окольцовывая себя то крепостными стенами, то, безжалостно ломая их, новыми улицами и бульварами.И всегда в Москве боролись между собой две тенденции: сломать старое или сохранить его как память о добром вчерашнем времени, как знак долгой жизни огромного города. Но город умел сохранить тот баланс нового и старого, который делал его узнаваемым, неповторимым и в то же время созвучным тому «сегодня», которое стояло на дворе.Средневековая Москва особых градостроительных планов и запретов не имела. Строились дома по протяжению дорог, уходящих в соседние города и княжества, и дороги превращались в улицы...Московский посад состоял из «черных» и «белых» слобод, доходящих к началу XVII века числом до полусотни, каждая из которых представляла собой особое «село» в городе, со своим бытом, со своей архитектурой, со своим центром – каменной или деревянной церковью, построенной на «добровольные пожертвования» или «царев подарок». Царские указы время от времени предписывали расчистить какую-то площадь от застройки или, как во времена Петра I, убрать кладбища от храмов или замостить улицы «диким» камнем... Но в целом Москва росла, как живой организм, вроде бы «сама по себе».Первая «властная инициатива» в отношении московской застройки принадлежит, видимо, императрице Екатерине II. Бывшая принцесса карликового государства, получив под свою власть огромную страну, испытывала явную тягу к гигантомании. В 1768 году для придания древней столице нового блеска была создана Экспедиция Кремлевского строения во граве с Василием Баженовым. Великий зодчий с его грандиозным «проектом века» пришелся ей явно по душе. Одновременно возникает план перестройки всех «не кремлевских» частей города. Для этого создается «Комиссия о строительстве Санкт-Петербурга и Москвы», которая должна была начать работать сразу на два столичных «фронта»...Баженов оказался самым оперативным из «мобилизованных» зодчих и уже в том же 1768 году начал работу по созданию модели Большого Кремлевского дворца. Профессор Кембриджского университета Эдвард Кларк, посетивший Москву уже в те времена, когда от всей баженовской идеи только эта самая модель и осталась, писал с восхищением: «Если бы эти постройки было осуществлены, они вошли бы в число самых знаменитых чудес света. План состоял в том, чтобы объединить весь Кремль, имеющий две мили в окружности, в одном великолепном замке (...) Если бы дворец был построен (...), он бы превзошел своей грандиозностью храм Соломона (...) и форум Трояна...» Англичанин, правда, осторожно предположил, что Баженову могли помешать при осуществлении проекта «множество кремлевских храмов». Но профессор, видимо, не знал, что великий зодчий предполагал изрядную часть этих кремлевских храмов и прочих достопримечательностей просто... снести! Стены Кремля зодчий считал пережитком воинственной старины и рассчитывал снести их больше чем наполовину. Уже в 1770 году были разобраны Тайнинская, Петровская, две Безымянные башни со стороны Москвы-реки и стена между ними, разобрана часть теремов и стен монастырей...А 1 июля 1773 года произошла торжественная закладка Кремлевского дворца. Был воздвигнут большой помост, к которому от Архангельского собора вела «лестница о ста шестидесяти пяти ступенях»; на трех декоративных щитах были нарисованы аллегорические картины, а сами торжества продолжались с девяти утра до глубокой ночи...Торжественное богослужение, присутствие важных сановников из Петербурга и представителей «московской фронды»... Выступал сам зодчий, читали свои вирши восхищенные пииты, среди которых выделялся Александр Сумароков: Хотя нужно признать, что не все придворные поэты разделяли эти восторги. Как и прочая аристократическая общественность. Молодой тогда еще Гавриил Державин написал по случаю сноса Кремлевской стены такие строки: «Прости, престольный град (...), и в ужасе тому дивлюсь…» Каким бы был Кремлевский дворец на самом деле, нам представить себе трудно: предназначенные для строительства деньги ушли на войну с турками, да и сама императрица и к мастеру, и к его прожектам охладела.Один из учеников Баженова – Матвей Казаков со специально набранной командой восстановил разобранные стены и башни, и все стало, «как было». Но многие ли сегодняшние москвичи подозревают, что добрая четверть кремлевских стен и башен – это хоть и довольно старый, но все-таки «новодел»? Впрочем, только поэтому мы можем сейчас видеть Кремль во всем его средневековом величии.От екатерининских же «градостроительных прожектов» нам досталось воспетое в сотнях стихов и песен Бульварное кольцо, заложенное на месте снесенных по императорскому повелению красивых стен Белого города. Памятника старинной архитектуры не сохранилось, зато градостроительное, бульварное чудо перед нами.Хорошо это или плохо для Москвы? А впереди у города было еще много «рубежей», множество невосполнимых потерь и странных новаций, ставших для следующих поколений «добрым вчерашним днем»…Но об этом – в другой раз.

amp-next-page separator