Вдыхая лавра аромат

Развлечения

НА ОСТОЖЕНКЕ, 16, преставлены работы классиков одного из самых известных направлений в итальянском искусстве второй половины ХХ века – арте повера. Три десятка произведений, в том числе и масштабные инсталляции, сюда привезли из знаменитого туринского Кастелло ди Риволи – первого государственного музея современного искусства в Италии. Направление арте повера возникло в конце 1960-х годов. С итальянского его название переводится как «бедное искусство». Не то чтобы создатели арте повера принадлежали к неимущим слоям населения. Они просто предпочитают обращаться к миру «простых вещей», сиюминутно окружающих человека, и поэтизировать его. Свои инсталляции они создают из предметов как природного, так и индустриального происхождения. Предпочтение при этом отдается наиболее простым, «бедным» материалам, например, песку, углю, старой домашней утвари. Подобные вещи и субстанции художники направления арте повера особенно любят изымать из привычного контекста и помещать, например, в роскошные дворцовые залы. Так создается причудливая игра на контрастах. Как раз такой прием можно увидеть на фотографиях, представленных на выставке. Там запечатлены работы «бедного искусства», размещенные в самом Кастелло ди Риволи, средневековом замке с изысканными интерьерами. Что касается инсталляций, привезенных в Москву, то кажется, что даже если бы нам и не сказали, в какой стране они созданы, мы бы все равно об этом догадались, едва посмотрев на некоторые из них. Например, «Венера тряпичная» Микеланджело Пистолетто – это словно материально воплотившийся коллаж туристического каталога про Италию. Слепок с античной статуи помещен рядом с грудой яркого тряпья. Причем Венера свою одежду держит в руке так, что, кажется, вот-вот закинет ее в кучу хлама. Для автора такое соседство – символ вечности искусства и тленности ценностей материальных. Правда, у российской публики гора тряпья способна вызвать и другую ассоциацию, наверное, не предвиденную художником, а именно – напоминание о том, сколь продвинута в Италии легкая («ле-о-гонькая», как говаривал герой известного фильма) промышленность. Поэтичность арте повера в полной мере можно почувствовать в работе Джузеппе Пеноне «Вдыхая тень». Это инсталляция на всю стену: металлическая сеть удерживает груду лавровых листьев, а в середине композиции – легкие, сделанные из бронзы. От инсталляции чудесно пахнет листвой, напоминая об Италии, где на античных развалинах можно ощутить запах трав и деревьев. И, конечно, обитатели Апеннинского «сапожка», даже если они занимаются «бедным» искусством, всегда не прочь поделиться своими эпикурейскими идеалами и призвать к совместному общению и застолью. Марио Мерц в работе «Без названия» фотографировал прибывающее число посетителей туринского ресторана, а потом отмечал их количество неоновыми цифрами, которые он прикреплял над получившимися снимками. Горит неон, на фотографиях уютно поблескивают столики с бутылками вина в плетеных корзиночках – чем не уголок Италии, воссозданный в московском музее? Впрочем, Марио Мерц, один из отцовоснователей арте повера, еще известен своей серией работ под названием «иглу». Эти куполообразные постройки он делал сам из металлической арматуры, мешковины, воска, стекла и т. п. Вот и на выставке демонстрируется одна из таких работ Мерца под названием «Иглу – шатер Каддафи». Интересно, что создал он ее 30 лет назад, а название работы и сегодня звучит невероятно актуально. Что касается интереса к жизни кочевников, то, пожалуй, он одинаково силен у современных художников из разных стран. Можно вспомнить, например, юрту, которую Олег Кулик привозил из Монголии на свою знаменитую выставку «Верю»… Выставка продлится до 10 июля

amp-next-page separator