Премьера «Апостола» вызвала большой резонанс
Премьера многосерийного телевизионного фильма «Апостол» вызвала большой резонанс и широкий спектр мнений, зачастую полярных. Читателей интересуют подробности этой истории, детали съемок, подбор исполнителей на главные роли.Поэтому мы решили продолжить разговор с режиссером и продюсером фильма Юрием Морозом, начатый в четверговом номере «ВМ».– Этот вопрос задавали автору сценария Олегу Антонову, и он сказал, что история полностью выдумана. Однако когда он рассказывал ее одному из наших консультантов, тот ответил: «Ваша история один к одному повторяет историю моего деда». Я думаю, если выдуманная история совпадает с реальной, значит, идея носится в воздухе.– Обсуждались разные кандидатуры, особенно на главную роль. Но все сошлись на том, что самый лучший вариант – Миронов. Сценарий ему очень понравился. А потом уже был приглашен режиссер, который набирал других актеров. Но Миронов присутствовал с самого начала, еще до режиссера.– Это вопрос стоимости. В принципе, есть и старая техника, и можно пошить такие же костюмы, даже заказать такие же пуговицы.Но вот сейчас, заканчивая «Карамазовых», я понимаю, что если бы запускался с ними сейчас, а не два года назад, я бы их не потянул. Цены выросли в два раза.– Да, думаю, что через несколько лет, кроме каких-то локальных пятен – высотки или старых особняков на Таганке или Остоженке, Дома на набережной, – снимать будет нечего. Москву советского периода можно снимать в Минске, например. Мы снимали в Серпухове. Там и сейчас такое ощущение, что война только закончилась. А разведшкола размещалась возле Кирилло-Белозерского монастыря.– Не знаю, я не цитировал ничего. Может, потому что я подхватил этот проект, но у меня не возникло никаких ассоциаций. Если же говорить о том, чем сегодняшние экранизации отличаются от прежних, то исчезла идеологическая составляющая. Нынешнее военное кино – это приключенческое кино с героем, который борется против каких-то немцев. Именно против «каких-то немцев».– Это то же самое, как мы в детстве смотрели кино, где красные воевали против белых. Для нас это были «какие-то белые».Для нынешнего поколения историческая достоверность абсолютно не важна. Они смотрят «Индиану Джонса», который в Африке дерется с немцами и ищет чашу Грааля. Это же совершенно несовместимые вещи!– Может быть. Мы ведь и сами были бы в такой же ситуации. Если бы меня спросили, как я представляю себе штурм Зимнего, я бы начал описывать «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. И картинка из фильма была напечатана во всех учебниках истории как иллюстрация штурма Зимнего, хотя к реальному штурму она никакого отношения не имеет. Это художественный вымысел. Но по этой картинке жила и воспитывалась страна.Если художественный вымысел не противоречит исторической правде, тогда он имеет право на существование. Хотя американцы не парятся. Никому в голову не придет задать Спилбергу вопрос: «А правда был такой персонаж Индиана Джонс?» У нас же на каждом шагу задают вопросы типа: «А костюмы у вас настоящие?» Милые мои, как же могут быть настоящие – столько лет прошло!– По договору я не имею права раскрывать его фамилию. Иван Иванов пожелал остаться неизвестным. При этом дал совершенно омерзительное интервью в Интернете, с матомперематом и словами «после львов приходят шакалы». А причина его ухода банальна. Он просто не рассчитал силы и не справился с производственной составляющей, потому что сериал – это особый способ существования. Это очень большая выработка в день, в течение шести месяцев надо каждый день ходить на работу и фонтанировать идеями, тем более если рядом такой актер, как Евгений Миронов, который может лучше тебя знать материал. И когда ты находишься рядом с такими партнерами, тебе надо соответствовать.– На самом деле таких актеров единицы. Я считаю, что одна голова хорошо, а две лучше. Это и называется сотворчество. Ведь режиссерская профессия и есть придумывание – придумывание фильма, мизансцены. Если ты делаешь это в одиночку, тебе приходится придумывать за всех – за оператора, за художника, за артиста. В свое время мой учитель Сергей Аполлинарьевич Герасимов выходил на площадку и говорил артисту: «А нука, покажи, что будешь играть!» Это означало, что артист должен прийти подготовленным и выдать какойто результат.Сейчас в основной массе актеры приходят на площадку с открытыми ртами и ждут, когда режиссер скажет, что им делать. Поэтому когда артист с тобой вместе что-то придумывает, ничего не может возникнуть, кроме радости и эйфории.– Нет, ну так сложно сказать. Представьте, вы пришли на площадку, и перед вами чистый лист. Надо придумать все с самого начала. Вот герой входит в кадр. Как он входит? На общем плане, на среднем? И обсуждается именно это: что герой хотел, что здесь главное, что мы можем пропустить? Все это можно долго объяснять артисту, можно не объяснять вообще. Но если артист это понимает, дело идет гораздо быстрее.– Насколько сегодня для телевизионного многосерийного кино вообще важны режиссерский авторский почерк, язык, интонация? – В телевизионном кино с авторским почерком сложно. Ведь что такое телек? Это очень демократичное зрелище. Не понравилось – нажал кнопку, перешел на другой канал. На телевидении одна из главных задач – удержать зрителя. Да, чем интереснее сценарий, чем лучше актеры, тем легче удержать зрителя. Но режиссеру часто приходится пользоваться набором усредненных приемов. Обладаешь этими приемами – значит ты профессионал.– Как показывает сериал «Апостол», вполне! Снимать могут хоть десять человек. Важно, кто это соберет. Борщ варится из одних и тех же продуктов, только у кого-то получается борщ, а у кого-то чертте что. Вот «Апостола» собрал я, и смонтировал его я, и музыку поставил я, и перезаписывал я. Человек, который это делает, и является автором фильма. Не отдельных частей, а всего фильма в целом. И я беру на себя в этом смысле ответственность.