У Андрея Мягкова юбилей
Сегодня народному артисту России, дважды лауреату Государственной премии Андрею Мягкову исполняется 70 лет.8 июля вот-вот объявят Днем любви, семьи и верности в память о князе Петре и простолюдинке Февронье, умерших в один день, – великие влюбленные точно подгадали под юбилей Мягкова.Свой первый институт – Ленинградский химико-технологический – Андрей Мягков, сын профессора Политехнического института, выбрал... за хорошую сцену и актовый зал.Театральный вирус уже проник в его кровь в школьном драмкружке, где он играл главные роли, но и к точным наукам лежала душа. Тяга к точности и ясности останется с Мягковым навсегда – режиссеры будут говорить о нем: “Когда Мягков молчит, понятно, о чем он молчит”.Диплом химика Мягков получил, но долго заниматься технологией пластмасс ему не пришлось – преподаватели Школы-студии МХАТ тогда еще ездили по стране в поисках талантливой молодежи. Молодой химик и басню еще не успел дочитать, как ему объявили, что он принят. Здесь же на курсе Андрей Васильевич встретил свою судьбу – Анастасию Вознесенскую. Они вместе уже больше сорока лет – дома ли, в “Современнике” (куда позвали Вознесенскую с мужем) или во МХАТе (куда перешел Мягков с женой), на гастролях (даже если один из супругов не занят) или на съемках (бывало, что Андрей Васильевич отказывался от них из солидарности с женой).Его приглашали такие разные режиссеры, как Ефремов и Любимов. Но у Любимова он не смог проработать больше недели, а у Ефремова сыграл и Костю Треплева, и Войницкого, и массу других ролей, потому что всегда предпочитал быть не исполнителем, а соавтором.Мягкий, интеллигентный, обаятельный, чудаковатый – скажут о нем зрители. Но под внешней мягкостью в лирическом герое Мягкова всегда оставался стержень – назовите его нравственным законом, внутренней свободой или суверенной территорией человеческой личности. “Да, я крепкий орешек”, - подтвердил бы он словами своего героя Новосельцева. Такие, как герои Мягкова, не просто “не состояли и не участвовали” - самим фактом своего существования разгоняли фальшь, как капля кислоты разъедает жир. Не случайно Иван Пырьев увидел в нем Алешу Карамазова – пытливого и чистого, прямодушного, но земного - вполне “от мира сего” человека, которому интересно жить и важно понять другого.Когда-то коллега по “Современнику”, а ныне начальник МХТ Олег Табаков увидел в последней на сегодняшний день театральной работе Андрея Васильевича – интеллектуального юродивого Элвуда, который на деле оказывается прекрасным знатоком человеческих душ, – ни много ни мало князя Мышкина, которого Мягкову сыграть не довелось.Такая вот неожиданная “достоевская” рифма через десятилетия. Не случайно, главное увлечение Андрея Васильевича – писать портреты близких и знакомых. Говорят, отнюдь не “комплиментарные” портреты.Сегодня Андрею Мягкову интересно разбираться с теми, чье время ушло, а жизнь продолжается. С теми, кто сознательно или неосознанно не вписывается в общую матрицу, кто инстинктивно бежит от “чести” быть героем нашего времени. Об этом он ставит свое “Ретро” по пьесе Галина – последнее “прости” “уходящей натуре”: “мы живы, просто о нас забыли”. Об этом потрясающе тонко и точно играет он своего Бессеменова из горьковских “Мещан”, нудного домашнего тирана в “генсековском” каракулевом пирожке, который не просто конфликтует с детьми, но видит на примере своей семьи наступивший распад мира. И – валится под ноги сыну, который рвется прочь из домашнего плена – последняя, безнадежная попытка этот распад остановить.Адски сложно абстрагироваться от основного “брэнда” Андрея Мягкова – главных ролях в лучших фильмах Эльдара Рязанова (“Ирония судьбы” - так вообще входит в обязательную программу при изучении русского языка, а Новый год с этим фильмом встречают даже на Таиланде, где и снега-то не бывает). Но ей Богу, сегодняшний Андрей Мягков не менее интересен, хоть и вместо медных труб звучат для него сегодня грустные флейты чтобы этот мир не был так безнадежно оптимистичен и так идиотски самоуверен.