Сегодня мы могли бы отметить 110-летие монументу Александру II

Общество

Если бы памятники в нашем городе только воздвигали, а не ломали, не подвергали ссылке, как, например, гениальный памятник Гоголю работы скульптора Андреева, то 16 (28) августа этого года мы могли бы вспомнить о 110-летии величественного монумента, воздвигнутого в Кремле в память об императоре Александре II.Это был и не монумент, а целый мемориальный комплекс, посвященный памяти царя-Освободителя и воздвигнутый на деньги, собранные по “всенародной подписке” в 1898 году. Денег этих самых, включая пожертвования от “именитых лиц”, было истрачено 1 878 880 полновесных рублей. Посему на фризе колоннады была сделана надпись: “Сооружен доброхотным иждивением русского народа”. Авторами проекта были инженер Н. В. Салтанов (или, как иногда писали его фамилию, Султанов) и художник П. В. Жуковский, сын знаменитого российского поэта.Этот мемориал, созданный в смешанном “русско-итальянском” стиле, был построен на склоне Кремлевского холма, на большой каменной площадке – на “материке”.“Только это, – писали газеты, – может придать ему вековую прочность…” Инженерные расчеты не учли политических катаклизмов и патологическую нелюбовь большевиков к истории своей страны… Памятник представлял собой большую арочную галерею, выполненную в виде буквы “П”. В центре композиции, под возвышенной башенной “сенью”, облицованной финляндским гранитом, высилась статуя императора работы знаменитого скульптора А. М. Опекушина.Скульптор был в фаворе у правящей династии – это ему поручили выполнить через несколько лет модель памятника другому императору – Александру III, воздвигнутого у храма Христа Спасителя. А нам-то с вами кажется, что Опекушин автор одной скульптуры – бронзового Александра Сергеевича Пушкина! На открытии памятника присутствовали внук царя-Освободителя, правящий император Николай II с членами семьи и многочисленной свитой, все московское начальство, многие именитые граждане… Суетились фоторепортеры (было сделано множество снимков, около 40 из которых переведено впоследствии на иллюстрированные открытки, сохранившиеся в собраниях коллекционеров)… На гранитном пьедестале памятника значилось: “Императору Александру II – любовию народа”. Главную и небольшие угловые башни позолотили, а галерею украсили 33 мозаичными портретами русских царей работы венецианских мастеров. Две боковые каменные лестницы вели в Нижний Кремлевский сад, нынче недоступный…Утверждать, что москвичи очень уж полюбили этот вполне официальный и слишком уж торжественный памятник, трудно. Но с экскурсионными целями тут бывали всем семейством – история все-таки! А вот московские самоубийцы его облюбовать пытались. В 1913 году самоубийство московского слесаря А. А. Комарова вряд ли привлекло бы чье-то внимание (очень уж много их случалось в России), если бы не место, выбранное им для сведения счетов с жизнью: он забрался на памятник и бросился вниз головой. Смерть, как писали газеты, была мгновенной, а имя злосчастного слесаря на один день соединилось с именем всесильного императора… Но если с “любовию народной” (несмотря на надпись на монументе) у бронзового императора “не сложилось”, то сказать, что это монументальное сооружение украшало Кремлевский холм, можно со всей ответственностью. Очень уж удачно памятник был расположен и вписан в природный и исторический ландшафт! После указа большевиков о низвержении памятников царям и их прислужникам монумент Александру II был низвержен одним из первых – уже летом 1918-го скульптуры императора на пьедестале не было.Делить Кремль с Романовыми Ульянов и Свердлов не хотели! Гранитная сень простояла на десять лет больше и была окончательно уничтожена в конце 1920-х годов…

amp-next-page separator