15 лет Мосгордуме
В ЖУРНАЛЕ приема документов Московской городской управы за 1909 год было зарегистрировано заявление известной артистки со сценической фамилией Семская.Артистка, по гражданским документам – дворянка М. Н. Линтварева, обратилась в начале того года в городскую Управу с предложением, в котором указывала на “назревшую необходимость устройства театра в Пресненской части города”, где тогда проживало “до 30 тысяч фабричных рабочих с массой детей и женщин, нуждающихся в разумных развлечениях”.Госпожа Линтварева просила Управу отвести ей безвозмездно за Пресненской заставой участок земли в тысячу квадратных сажен для постройки Народного театра на 2–3 тысячи зрителей. Еще она планировала устроить при театре библиотеку, клуб для рабочих, народные столовую и чайную, детский сад с площадкой для подвижных игр на воздухе.Артистка предполагала: в случае, если получит положительный ответ, возьмет на себя обязательство не позднее трех лет выстроить в Пресненской части города здание Народного театра. А до его открытия в сентябре 1909 года она устроит временный театр наподобие того, что работал в Зоологическом саду (со столовой, чайной и площадкой для детских подвижных игр).Репертуар театра, по замыслам Линтваревой, должен был иметь девиз: “Театр – школа народа”.Горячий порыв артистки достойно оценили. В управе ее похвалили. Но, как было принято у чиновников еще задолго дo подачи заявления от “сценической дивы”, не все то, что, по предположению, могло иметь место в жизни, подлежало действительной реализации.Повторного заявления госпожа Семская уже не подавала. Однако история сохранила и другие примеры добрых театральных “порывов для народного просвещения” и их воплощения в жизнь.Так, в марте 1872 года архитектор академик Гартман предложил Мосгордуме на рассмотрение свой проект Народного общедоступного театра (по образцу Пражского театра) на 1500 зрительных мест.От Московской городской думы была получена ссуда в 10 тысяч рублей при условии ее возврата из доходов театра.Народный театр построили из брусьев при двойной обшивке с гонтовой крышей на просторной Варварской площади, на взгорье, выше водоразборного бассейна. На этом месте зимой проходил традиционный торг мерзлой рыбой, а в августе и осенью – фруктами (сейчас здесь сквер за памятником Кириллу и Мефодию).Театр возводился Комиссией по устройству Отдела об улучшении быта рабочих и ремесленников на время работы Всероссийской Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра Первого.К “общедоступным развлечениям” относилась и организация “Народных домов”, которая находилась одной частью в ведомстве Городского управления и другой – в руках Московского попечительства о народной трезвости. Это были те силы, что старались вместе сделать все возможное, чтобы удовлетворить широкую потребность небогатого московского люда в дешевых и здоровых развлечениях.Во Введенском народном доме (что был построен в начале ХХ века на Введенской площади у Яузы) несколько раз в неделю ставились драматические спектакли. Управлением занимался очень опытный в театральных делах А. А. Бахрушин, который ежегодно получал от города субсидию в 20 тысяч рублей.В этом театре в 1910-х годах работали весьма известные Н. Ф. Аксагаров, госпожи Мальская (жена драматурга Найденова) и Харзи-Никольская, многие другие талантливые артисты, драматурги.Но часто то, что ставилось в обыкновенном театре, по цензурным соображениям нельзя было представлять в народном театре. “Чисто народных” пьес здесь показывалось совсем немного.Постоянным недостатком в этом театре было то, что А. А. Бахрушин старался ставить пьесы как можно “экономнее”. А потому самый большой годовой оклад артиста Введенского народного дома составлял 100 рублей, что, без сомнения, снижало уровень актерской труппы в целом.В театре для народа рядом с теми, кто считал в своих карманах деньги и подряжался на заработок еще на других городских подмостках, работали и те, что шли к простонародью “чисто ради идеи”.Примером тому был известнейший и уникальный московский музыкант Константин Сараджев, дирижировавший в опере Сергиевского народного дома.К работе народных театров московские обыватели относились очень серьезно. Они понимали, насколько она важна. Потому сцены народных домов использовали и для других благих целей. Так, в середине декабря 1911 года домовладельцы и жители района Введенской площади (к слову, в советское время она носила имя большевика И. Ф. Журавлева) написали заявление на имя городского головы с ходатайством об уступке им Городского народного театра “хотя бы раз в неделю под устройство религиозно-нравственных чтений”.Впоследствии эти чтения, проводившиеся в основном попечительством о народной трезвости, стали весьма популярными. Вместе с тем в преддверии Новогодья хочу упомянуть об одном из мероприятий, устраивавшихся этим попечительством в густо населенных рабочим людом районах.29 декабря 1911 года Московское попечительство о народной трезвости в одном из своих помещений провело “Новогоднюю елку” для детей-хитрованцев. Никогда ранее убогое московское “дно” не видело такого радостного оживления.Планировалось, что здесь удастся собрать лишь три сотни детей. Однако пришло около 700 ребятишек. Искреннему детскому веселью не было предела. Разношерстная, в большей части плохо одетая, неумытая детская толпа радостными возгласами приветствовала артистов, ряженых и все то, что сопутствовало празднику. Особенный восторг вызвало зажигание елочных огней.Когда шум и визги детей немного поутихли, епископ Анастасий начал общий молебен. Все в тишине и с большим вниманием его прослушали. Затем епископ благословил детей Хитровки.В конце “Новогодней елки” ребятам раздали подарки, всех напоили горячим чаем.Устроительницами праздника были жертвовательницы В. И. Сушкова и С. Я. Сорокина.