Владимир Замской: «Мы хотели сделать праздник»

Общество

С 4 по 7 января они жили в комфортабельной московской гостинице, общались между собой, исследовали наш город и совершенствовали свои знания русского языка. О произошедшем мы попросили рассказать организатора олимпиады, генерального директора Московского издательского и мультимедийного центра «Русская филология» Владимира Замского.– Владимир Яковлевич, идея проведения Международной открытой олимпиады школьников по русскому языку принадлежит Вам. Когда и как она возникла? – Идея возникла три года назад. Еще до того, как проект стал финансироваться правительством Москвы, мной были созданы специальные структуры: Международная школа дистантного обучения и Благотворительный фонд поддержки дистантного обучения. Я зарабатывал деньги, вкладывал их в эти проекты и собирал базу данных. Наконец, с идеей международной олимпиады школьников я пришел в Департамент образования, где меня поддержала Лариса Евгеньевна Курнешова. Проект был включен в план мероприятий правительства Москвы по оказанию помощи соотечественникам, им занялся Департамент международных связей. Когда появилось финансирование, стало гораздо легче дышать, потому что поднимать это все самому, на голом энтузиазме, было просто архитяжело.– В чем суть идеи подобной олимпиады? – Это организация глобальной интеллектуальной игры, предмет которой – русский язык. Разработана модель, по которой издается интерактивный научно-популярный журнал по русскому языку «Светозар». Уже вышло 4 номера журнала.Журнал имеет несколько функциональных блоков. Первая рубрика – «Город чудный, город древний». Это творческий конкурс, он содержит рассказы о Москве, и детям даются задания, связанные с этой тематикой. Второй блок – чисто филологический. Кроме того, в журнале есть рубрика «Лингвоигротека», посвященная различным играм, таким, как ребусы, загадки. Есть рубрика «Веселые странички для брата и сестрички». И, наконец, еще один блок, который был в трех номерах журнала – это семейный кроссворд с вопросами по русскому языку, по русской литературе для всей семьи. Начиная с четвертого номера журнала появилась новая рубрика «Почта Светозара», где публикуются письма детей, и корреспондентов у нас нашлось немало.Сам журнал получился красивый. К его созданию были привлечены лучшие силы: например, Институт русского языка. Мы все время в поиске новых решений по содержанию, по форме преподнесения материала. Судя по переписке, дети довольны.– В чем заключается особенность заданий олимпиады? – Мы не повторяем школьную программу. Мы стараемся преподать материал, расширяющий знания о русском языке, популяризирующий русский язык и формирующий интерес к изучению русского языка. Девиз мы выбрали: «Проверь себя, поверь в себя».Каждая лингвистическая рубрика содержит задания трех уровней сложности. Участник олимпиады выполняет задания по своему выбору. Он может выполнить все задания или задания только из той рубрики, которая ему интересна. На сегодняшний день мы получили около 700 работ. Все они проверяются и оцениваются по определенной шкале: первый уровень сложности 10-балльная шкала, второй уровень – двадцатибалльная и третий – тридцатибалльная шкала. Работы проверяют профессиональные педагоги.– Как происходит вовлечение детей в олимпиаду? – У нас разработана специальная анкета, она рассылается через организации соотечественников за рубежом, через учителей русского языка и таким образом раздается детям. Каждый заполнивший анкету автоматически становится получателем журнала и участником олимпиады. Потому олимпиада и называется открытой, что участие в ней может принять любой школьник стран ближнего зарубежья. На сегодняшний день мы получили в общей сложности больше пяти тысяч таких анкет. Суммарный тираж журнала составил 15 тысяч экземпляров. Русская община Украины проявила большую активность и вовлекла в участие в олимпиаде большинство детей из русскоязычных школ.– Как происходит отбор победителей? – По каждой стране составляется рейтинговая таблица. Участвуют дети из всех 14 бывших республик СССР, сейчас к олимпиаде подключились еще дети из Болгарии.По итогам трех туров были выбраны пропорционально общему числу участников от каждой страны ребята, которые приглашаются на очный тур. От Украины получилось десять человек, от Литвы – шесть, от Эстонии и Латвии – по два человека, от Казахстана – три человека, от Молдовы один человек. В общей сложности – 44 человека.Когда решался вопрос о приглашении участников на очный тур, мы исходили из желания работать со всей семьей.Идея заключается в том, что издается журнал и рассылается адресно в семью ребенка, заинтересованного в участии в этой игре.– Общаясь с ребятами, мы очень часто слышали слово «сюрприз». В чем этот сюрприз заключался? – Во-первых, они не ожидали всерьез, что их пригласят в Москву. Многие родители считали, что это шутка. Они звонили и спрашивали, где гарантия, что им компенсируют оплату за проезд. Ребята долго ждали приглашения, а оно все не приходило. Потому что сначала планировалось, что очный тур пройдет в ноябре, но по ряду обстоятельств его перенесли на январь. Другая неожиданность была, что детей пригласили с родителями.Честно говоря, весь очный тур мы построили, как некий сюрприз. Ребята ожидали, что сейчас придут, посадят за парту, дадут ручку, скажут расставить знаки препинания или вставить пропущенную букву. Никто этого не делал. Была атмосфера праздника: концерт мастеров искусства, интеллектуальная игра «Поверь в себя, проверь себя», которую вел Владимир Георгиевич Белкин из Клуба Знатоков, дискотека и, наконец, «Елка» мэра. Конечно, ребята устали, они не привыкли к такому ритму.Вообще хотелось сделать им праздник. Когда было награждение, все получили подарки от имени правительства Москвы. Каждому участнику достался толковый словарь русского языка Ожегова и русский орфографический словарь. Я думаю, праздник получился. Мы дали ребятам такое творческое задание: написать новогоднюю открытку Мэру Москвы и москвичам. И были потрясающие, совершенно чудные работы, эмоциональный порыв со стороны детей.

amp-next-page separator