Пьер Карден: “Я никогда не хотел быть только с богатыми”

Развлечения

Последний из революционеров стиля XX века и единственный кутюрье, до сих пор владеющий своим Домом моды, миллионер Пьер Карден в свои 86 лет – энергичный, беспокойный, лукаво стеснительный человек. Он не прекращает придумывать одежду и заниматься культурными проектами. Ни о чем не жалеет, все и всех помнит.Кстати, к восхождению мэтра на модный Олимп приложило руку и московское правительство, всегда тепло привечая Кардена (неспроста он был в Москве больше 30 раз!) и способствуя знакомству столичной публики с его творчеством. В свое время он даже получил прозвище Красный Кутюрье. А недавно Карден снова побывал в Первопрестольной, где в Галерее Зураба Церетели ему вручили регалии почетного члена Российской академии художеств.Живая история моды – в интервью “Вечерней Москве”.– Это правда. Во время войны, когда Виши были столицей Франции, я какое-то время работал на швейном производстве во Французском Красном Кресте. Я собирался переехать в Париж и накануне отъезда встретился с подругой. Та увлекалась гаданием и нагадала мне будущее. Звучит странно, но так и было. Она сказала: “Я вижу тебя среди элегантно одетых людей. Вокруг тебя много фруктов, цветов, красивых вещей. Тебя знают все, даже в Австралии”. Правда, я тогда не знал, что такое “Австралия” ()”, – последовал ответ.Помню как сейчас. Зима. Воскресенье. Идет снег. Я стою на Сент Оноре. И человек, стоящий передо мной, на мой вопрос, не знает ли он “друга” Ворта, отвечает: “Я Ворт. А вы – маленький врунишка: я не могу быть вашим другом, так как я вас не знаю. Давайте сначала познакомимся”. И мы пошли в ресторан. Кстати, на самом деле я хотел быть актером и танцором. В 18 лет даже ходил на актерские курсы. Мне говорили, что у меня хорошо пойдет музыкальная карьера: у меня был прекрасный голос. Но в Париже я начал с создания одежды, мне было проще продолжать в том же духе. Я сделал выбор. И хорошо, что так все вышло.– Безусловно, Кристиан Диор. Я три года оставался в его Доме и многому научился именно там.– Было дело. Но не я отказался – меня не захотели. Директор, отвечавший за подбор персонала, сказал “нет”. Хотя сам хозяин Дома готов был взять меня к себе. Правда, уже тогда меня было “слишком много” для Баленсиаги. Я хотел работать у них и долго переживал бы отказ, если бы меня не взяли в Dior.– Нельзя сказать, что кто-то был первым. Я резко порвал с прошлым, со стилем “нью лук”. И начал делать чтото свое. Новое, молодое. Пако занимался металлом. Курреж делал вещи авангардные. Я же всегда думал о практичности и создавал вещи pret-a-porte. В этом плане я был первым кутюрье, обратившимся к этому сегменту моды.Благодаря этому я остался единственным независимым кутюрье. Сейчас кутюрье не может быть один – его окружают финансисты и банки. И именно то, что я создавал “готовое платье”, а не высокую моду, принесло мне славу и деньги. Много денег.– Нет, ни капли. Я знал, что в любом случае все регалии ко мне вернутся. Это же был вопрос политики и дипломатии. Когда я заработал хорошие деньги, я ушел и начал делать совершенно другие вещи. И так я начинал не один раз. Я, конечно, был рад играть в эти игры и побеждать в них.– Еслибы я этого не сделал, меня бы не стало. Нет людей, которые носят только одежду и вещи haute couture. Которые покупают такие аксессуары, предметы интерьера, еду, духи, технику. Всегда есть место массовым продуктам. В моде все Дома создавали и создают одежду pret-a-porte. Я же просто отдал ей предпочтение. Я никогда не хотел быть только с богатыми. Это был мой выбор. Стратегия выживания. Это как книга. Существуют книги, которые издаются красочными фолиантами, и те, что печатают на газетной бумаге в карманном формате. Люди в большинстве покупают карманные издания. И “готовое платье”.– Я был независимым кутюрье всегда. У меня были самостоятельные ресурсы и возможности. Я был хозяином бизнеса. Я так решил с самого начала.Еще когда работал на Кристиана Диора. Сам Диор не владел своим Домом моды. Он работал на Русака. Я же сам распоряжаюсь своей собственностью до сих пор.– Ненадолго мне осталось этого “будущего” (). У меня известное имя. Я его сделал сам, на это ушло много сил, и это было довольно давно. Сейчас я много времени посвящаю театру и культурным проектам. Я посол Unesco: помогаю молодым людям открыть миру свои таланты. У меня есть свой мир: рестораны Maxim’s, отель, кинотеатр, театр. Я выпускаю все: свои носки, майки, ремни, часы, одежду, ткани, мебель... Все мое!Пьер Карден родился в 1922 году в Италии. Вскоре семья переехала во Францию. Именно эта страна стала родиной модельера. Интерес к шитью у Кардена возник в разгар Второй мировой войны.Но слава великого экспериментатора в мире моды к нему пришла только в середине 50-х. Продажа лицензий на использование имени Pierre Cardin при массовом производстве различных вещей – от пуговиц до радиоприемников – стала ключом к его коммерческому успеху в 60-х годах. Карден не мог контролировать качество вещей, попадавших на прилавки миллионов магазинов. Это подорвало доверие к Дому моды. Но это же решение стало залогом его финансовой независимости. Огромные деньги, заработанные в 70–80-х, до сих пор работают на хозяина.Сегодня мода для Кардена – привычка, приправленная изрядной долей воспоминаний. Время от времени он устраивает показы мужских коллекций, но это скорее манифесты филантропа. Карден давно живет в центре собственной вселенной, которая родилась из мечты, существует ради нее и, вопреки воли создателя, с каждым годом сжимается. Нет наследника. Нет будущего. Нет грандиозных планов. Есть только имя, деньги и чуть-чуть времени.

amp-next-page separator