Юрий Кузьменко: «Я сам однажды был дальнобойщиком»

Общество

Давайте не будем снобами! Давай не будем презрительно морщить нос, кривить губы и признаем, что «из всех искусств самым демократичным для нас является телевидение» – ну куда от этого деться?! Ворчи не ворчи, критикуй не критикуй – а смотрим же! Да как! Я своему мужику, бывало, после работы щей не успею налить, а он: «А сегодня никаких «дальнобойщиков» не будет»? Это у него такое определение: для всяких хороших наших сериалов. О чем и рассказала Юрию Кузьменко – постановщику любимого в народе (мой муж – тоже народ!) фильма.– Юрий Александрович, я тут залезла в Интернет и обнаружила, что у вашего сериала уже свой сайт – у любителей-фанатов завелся… – Да, я тоже видел.– А вот лично про вас там ни слова, да и интервью, насколько я знаю, даете редко, не сравнить по популярности с тем же Владиславом Галкиным… не любите, что ли, журналистов? – Да бог с вами, почему не люблю?! Как-то некогда, что ли. Ну, родился в Харькове, окончил ин. яз, потом – ГИТИС, потом – ВГИК. Работал в театрах, снимался. Потом стал снимать сам.Вот, пожалуй, и все.– Нет, давайте по порядку. Как вообще родился замысел «Дальнобойщиков»? – Ну, вообще-то он созрел в недрах «НТВ-кино», есть такая фирма. Позвали меня, спросили, не заинтересует ли.– Почему – вас? – Случай, наверное. Фортуна. А вообще-то в 1972-м на Одесской студии снимался фильм «Рейс первый, рейс последний» – как раз о дальнобойщиках, и я там играл такого «Сашку» – если по аналогии с нашей картиной. Так что и самому приходилось сидеть за баранкой фуры… и не только фуры, был у меня в жизни вынужденный простой, перерыв, семь лет не было работы, ну что было делать? «Бомбил» по Москве, на жизнь зарабатывал, как многие… – Вы фактически открыли для кино Владислава Галкина и «напомнили» нам о прекрасном актере Владимире Гостюхине. Который теперь живет «за границей» – в Минске, и мы его практически не видим. Выбор произошел сразу? – Про Владимира Гостюхина точно знал, что именно ему быть Федором.С Галкиным были сомнения, но после первых же проб стало ясно: он! А что касается Владимира Васильевича, который теперь стал для меня Володей, очень близким, очень родным человеком, – он, вообще-то, много снимается и в России. Сейчас, например, в Питере работает. И в театрах играет – я его перехватил-то со сценарием, когда они с труппой играли здесь, в Москве, на Лесной улице, на сцене какого-то ДК. Но… – Вот именно, что «но»! Кроме как в телесериалах, иных наших актеров прекрасных нигде и не увидишь… – Я не понимаю снобов, которые относятся к этому жанру, как ко второсортному. И в Москве-то люди нечасто в кинотеатры ходят, а уж в глубинке… И то, что наши герои полюбились людям и откуда-нибудь из глухомани пишут письма «Федору Иванычу и Сашку», и мальчишки играют в дальнобойщиков, обыгрывая и переигрывая наши истории, – это самое главное.– Ну и премии, конечно? – Ну и премии, конечно. Приятно, что «Дальнобойщиков» признали лучшим телесериалом, номинировали на «ТЭФИ» и даже на Госпремию.– А кто придумывал сюжеты для каждой серии? – О, у нас была команда замечательная! Писали, придумывали пятеро. Саша Велединский (он уже успешный режиссер, дай бог ему удачи во всем: поставил большой сериал «Закон», а сейчас заканчивает картину по Лимонову – «Это я, Эдичка»), Дима Воронков – профессиональный сценарист, Андрей Горлов – только-только окончил сценарные курсы, очень способный. И Юра Перов – прекрасный писатель, мы сейчас начинаем с ним новый проект – к концу года должны сделать двенадцать серий по его роману «Прекрасная толстушка»… И пятый – ваш покорный слуга.Собрались близкие люди, которые хотели написать про добрые человеческие отношения, и чтобы было как можно меньше пиф-пафов… и, наверное, «попали в ожидание» людей.– А где снимали? – Под Волоколамском, все в Московской области, а получилось и на Сибирь похоже, и на Ростов.– В фильме все события летние.Так задумано? – И по срокам: за лето нужно было снять двадцать серий, серия – за неделю. И задумано было: зимой про дальнобойщиков не снимешь… – Почему? А экстрим какой-нибудь: в тридцатиградусный мороз движок перебирать? Как у Высоцкого: «Кругом пятьсот, пурга, сигналим зря, и некому помочь…» – «…я отвечаю: не канючь, а он за гаечный, за ключ…» Действительно, готовая история. Но условия съемок, к сожалению, не позволяют. Наша аппаратура для телефильмов сильно отличается от «большого» кино. Вот, скажем, в яркое солнце на ней вообще снимать нельзя, так что мы каждое утро молились на погоду: чтобы было серенько так, пасмурно.– В одной из серий последнюю роль сыграл Михаил Глузский… – Удивительный актер! Удивительный. Такие уже уходят, к сожалению.Вся роль у него была переписана в блокнот, так серьезно, так профессионально относился к делу! – Он ведь уже был болен… – Чувствовал себя неважно, но все сам хотел делать, хотя в кабину мы его, конечно, подсаживали, помогали.– А Галкин и Гостюхин, поди, после вашего фильма вполне освоили профессию? Теперь смогут фурами рулить? – Это слишком сильно сказано. Да и ездили-то они самостоятельно, по правде говоря, не так уж много… – Газ – тормоз? – Примерно. А как иначе? Одновременно снимать, играть и баранку крутить – это, знаете ли, из области фантастики.– Из области фантастики и ваш новый сериал, который перед самым Новым годом канал «ТВС» показал – «Приключения мага». Там Галкин «вырос» уже до гаишника… хотя честный гаишник – это уж такая, между нами, водилами, говоря, сказка! – А мы и снимали именно сказку! Забавный был случай – для съемок поставили пост ДПС, недалеко от Останкинского пруда. Ну и Влад так в роль вжился, что одна дамочка, которая чего-то там нарушила, прямо в истерику чуть не ударилась, Семену Морозову, который у нас тоже гаишника играл, пришлось успокаивать: мол, артисты мы! А водители у нас народ солидарный – на другой же день, как наш «декоративный» ДПС образовался – чуть не от ВДНХ начинали сигналить фарами, друг друга предупреждать на дороге: мол, берегись! – О чем будет новый сериал? – О любви.– И никаких «пиф-паф»? – Ни в коем случае. История женщины, история страсти, на протяжении многих лет. События начинаются в середине 50-х… Больше пока ничего сказать не могу, чтоб не сглазить.

amp-next-page separator